О ДИСКУРСИВНЫХ СВОЙСТВАХ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ
Аннотация
В статье рассматриваются стилистические и прагматические характеристики русскоязычной рекламы с целью проанализировать лингвистический статус рекламных текстов в профессиональной коммуникации. На примерах рекламы-заметки и рекламного слогана прослеживается формирование прагматики рекламных текстов путём комплексного взаимодействия речевых единиц. Стилевая принадлежность рекламных текстов неоднозначна, так как в них комбинируются признаки разных стилей и жанров.
Автор обосновывает точку зрения, согласно которой реклама квалифицируется как особый вид медиадискурса. К дискурсивным характеристикам рекламы относятся семантическая и прагматическая насыщенность, способность порождать дополнительные смысловые компоненты в процессе актуализации текста, специфика психологического воздействия на реципиента. В статье подчёркивается значимость социально-культурных и психологических ориентиров для оказания требуемого воздействия на адресата. Прагматика рекламного дискурса обусловлена решением двух основных задач – информирования и побуждения, и для обеспечения её эффективности все речевые компоненты должны целенаправленно выстраиваться к реализации поставленной коммуникативной цели, подчиняясь заданным условиям коммуникации и целевой аудитории.
В заключение автор отмечает, что дискурсивные свойства рекламы как социальной и культурной практики необходимо раскрывать при подготовке представителей деловых кругов.
Об авторе
С. Н. ЛеденеваРоссия
119454, Москва, пр. Вернадского, 76
Леденева Светлана Николаевна – кандидат филологических наук, заведующая кафедрой английского языка
№ 4.
Список литературы
1. Банщикова М.А., Орешко В.М. О процессах лингвистической глобализации и интернационализации в современном обществе // Вопросы прикладной лингвистики. 2014. № 15-16. С. 10-17.
2. Ветринская В.В. Коммуникативные стратегии и тактики, используемые при собеседовании при приёме на работу // Вопросы прикладной лингвистики. 2013. № 10. С. 27-34.
3. Горлатов А.М. Функциональный стиль рекламы в современном немецком языке: Автореферат дис. … доктора филологических наук. Минск, 2002. 31 c.
4. Киселёва А.В. Эволюционные тенденции и перспективы развития английского языка // Вопросы прикладной лингвистики. 2016. № 22. С. 48-61.
5. Кохтев Н.Н. Реклама и речевая норма // Русская речью. 1991. № 2. С. 61-65.
6. Ксензенко О. А. Гносеологические и методологические проблемы современного лингвистического рекламоведения // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 1. С. 42-55.
7. Леденёва С.Н. Методы психолингвистической оценки эффективности речевого воздействия: Диссертация … кандидата филолологических наук. М., 2004. 185 с.
8. Леденёва С.Н. Функционально-прагматические свойства языковых средств рекламного дискурса // Вестник Брянского государственного университета. 2017. № 1. С. 306-312.
9. Малюга Е.Н., Банщикова М.А. Англоязычный профессиональный жаргон в немецком рекламном медиадискурсе. Lambert Academic Publishing, Germany, 2011. 184 с.
10. Наер В.Л. О текстовых параметрах функционального стиля: К постановке проблемы // Текст в функционально-стилевом аспекте. М.: Московский гос. ин-т иностранных языков им. М. Тореза, 1988. С. 4-9.
11. Пономаренко Е.В., Полякова К.А. Актуализация принципов речевого воздействия как интегративный процесс в англоязычной деловой коммуникации // Вопросы прикладной лингвистики. 2016. № 24. С. 82-97.
12. Радюк А.В., Конькова А.Е. Типы речевого воздействия (на примере стратегии поиска решений) // Вопросы прикладной лингвистики. 2017. № 1 (25). С. 40-55.
13. Стеллиферовский П.А. Проблема функционально-стилевого статуса языка рекламы // Текст в функционально-стилевом аспекте. М.: Московский гос. ин-т иностранных языков им. Мориса Тореза, 1988. С. 22-28.
14. Томалин Б., Малюга Е.Н. Деловой английский в век глобализации // Вопросы прикладной лингвистики. 2016. № 24. С. 7-18.
15. Учёнова В.В., Шомова С.А., Гринберг Т.Э., Кононыхин К.В. Реклама: Палитра жанров. М.: РИП-Холдинг, 2000. 98 с.
16. Федеральный Закон «О рекламе» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/ (дата обращения: 22.06.2017).
17. Харьковская, А.А. Функциональная парадигма малоформатных англоязычных текстов // Материалы Международной лингвистической конференции «Язык – Текст – Дискурс: традиции и инновации, 21-23 сентября 2009 года». – Самара: Самарский университет, 2009. Ч.2. С. 14-19.
18. Харьковская А.А., Кривченко И.Б. Концептуальная организация дискурса социальных сетей (на материале социальной сети «Facebook» // Вопросы прикладной лингвистики. 2017. № 3 (27). С. 60-77.
19. Храмченко Д.С. Кооперативный эффект прагматического воздействия в английском дискурсе масс-медиа // Вопросы прикладной лингвистики. 2017. № 3 (27). С. 86-95.
20. Beaugrande R. de. Text, Discourse and Process. Toward a Multi-Disciplinary Science of Texts. London: Longman, 1980.
21. Khramchenko, D., Radyuk, A. Th synergy of modern Business English discourse: holistic Approach to teaching unconventional rhetoric // Proceedings of INTED2014 Conference 10th-12th March 2014, Valencia, Spain. P. 6779-6783.
22. Ponomarenko E.V., Parshutina G. Business interaction and communication verbs: functional effiency revisited // Академическая наука – проблемы и достижения. Материалы IX международной научно-практической конференции. North Charleston, USA: CreateSpace, 2016. С. 125-131.
Рецензия
Для цитирования:
Леденева С.Н. О ДИСКУРСИВНЫХ СВОЙСТВАХ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ. Филологические науки в МГИМО. 2017;4(12):36-42.
For citation:
Ledeneva S.N. DISCURSIVE FEATURES OF ADVERTISEMENTS. Linguistics & Polyglot Studies. 2017;4(12):36-42. (In Russ.)