Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

Мотив любви в трансформации и раскрытии образа главного героя в произведениях Артуро Переса-Реверте (на примере романа «Танго старой гвардии»)

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2019-3-19-83-91

Полный текст:

Аннотация

В статье на материале романа А. Переса-Реверте «Танго старой гвардии» анализируется одна из функциональных особенностей мотива любви в произведениях испанского автора. На основе сюжетно-стилистического анализа текста в рамках системно-функционального подхода последовательно раскрывается образ главного героя, что становится возможным через использование автором любовного мотива. Отнесение произведений Переса-Реверте к тому или иному литературному направлению представляет некоторую сложность, поскольку в его романах парадоксально, но органично сочетаются особенности постмодернистской литературной эстетики (гиперрефлексия, интертекстуальность, нагруженность аллюзиями) и классической литературы, ориентированной на нарратив и рефлексию в контексте вечных ценностей. В силу такой жанровой полифоничности, выраженного крена в морально-этическую сторону и, безусловно, захватывающих сюжетов, произведения Реверте не могут быть в полной мере отнесены и к «постпостмодернизму» (термин, использованный Н.В. Гладилиным), характеризующемуся отсутствием морально-нравственной проблематики и сюжетными клише. Кроме того, все мотивы (в том числе, любовный) развиваются в достоверном историческом контексте, возводя раскрываемые образы в ранг глубинно-смысловых человеческих трансформаций. Как продемонстрировал проведённый анализ, полноценное развитие образа главного героя невозможно без сюжетных возвращений к любовной теме, развивающейся по принципу спирали – каждый новый сюжетный виток по-новому раскрывает образ главного героя, основываясь на его предыдущем жизненном опыте.

Об авторе

Е. С. Коржукова
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия

Коржукова Елена Станиславовна – кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры испанского языка

119454, Москва, пр. Вернадского, 76



Список литературы

1. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: Учебник для вузов / Л.Г. Бабенко. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. С.103-111.

2. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959. 655с.

3. Виноградов В.В. Избранные труды: о языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. 360с.

4. Гладилин Н.В. Характерные черты постпостмодернизма в современной массовой литературе Германии. Вестник ТГУ, серия Гуманитарные науки. Филология и искусствоведение, выпуск 12 (104), 2011. С.260-267.

5. Джидарьян И.А. Представление о счастье в российском менталитете / И.А. Джидарьян // Ин-т псих-и РАН. СПб.: Алетейя, 2001. С.132.

6. Зайцева Т.Б. Концепт «Любовь» в творчестве А.П. Чехова. Журнал «Проблемы истории, филологии, культуры» (Для антологии «Художественные константы русской литературы»), выпуск 3(33), 2011. Издательство: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2011. С.705-710.

7. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизим. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996. 252 с.

8. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца нашего столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998. 250 с.

9. Керкегор С. Повторение. Опыт экспериментальной психологии Константина Констанция. М.: Лабиринт, 2008. 208 с.

10. Коржукова Е.С. Стереотипная ролевая модель тангеро (tanguero) в романе Артуро Переса-Реверте «Танго старой гвардии». Сборник статей «Риторика – Лингвистика» № 13. Смоленск: Изд. СмолГУ, 2018. С.90-102.

11. Лапина Е.В. Базовые понятия постмодернистской эстетики. Вестник РУДН, серия Литературоведение, Журналистика. Выпуск №1. 2008. С.56-63.

12. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000. 347 с.

13. Моруа А. Литературные портреты. Марсель Пруст. М.: Прогресс, 1970. С.203-229.

14. Огнева Е. Истины и химеры истории // А. Перес-Реверте. День гнева. СПб.: Азбука, 2009. С.5-21.

15. Оропай А.Ф. Любовные истории в жизни, литературе и судьбе народов. Текст научной статьи по специальности «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество». Известия Санкт-петербургского аграрного университета. Философские науки. 2015 с.58-62. https://cyberleninka.ru/article/n/lyubovnye-istorii-v-zhizni-literature-i-sudbe-narodov (дата доступа: 10.01.2019)

16. Ревзина О.Г. Системно-функциональный подход в лингвистической поэтике // Проблемы структурной лингвистики. 1985−1987 / Отв. ред. В. П. Григорьев. М.: Наука, 1989. С.134-151.

17. Филина О.Н. О некоторых способах репрезентации концепта «Любовь» в романах Джулиана Барнса. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. Выпуск №6. 2011. С.209-212.

18. Borges J.L. El idioma de los argentinos. Madrid: Alianza Editorial, 1998. 168 с.

19. Pérez-Reverte A. El tango de la guardia vieja. Madrid: Santillana Ediciones Generales, S.L., 2012. 502 с.

20. Sebreli J.J. Comediantes y mártires. Ensayo contra los mitos. Buenos Aires: Editorial Sudamericana S.A., 2008. 257 с.


Для цитирования:


Коржукова Е.С. Мотив любви в трансформации и раскрытии образа главного героя в произведениях Артуро Переса-Реверте (на примере романа «Танго старой гвардии»). Филологические науки в МГИМО. 2019;19(3):83-91. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2019-3-19-83-91

For citation:


Korzhukova E.S. LOVE MOTIVE IN TRANSFORMATION AND DISCLOSURE OF THE MAIN HERO IMAGE IN THE WORKS OF ARTURO PÉREZ-REVERTE (ON EXAMPLE OF HIS NOVEL “THE OLD GUARD´S TANGO”). Philology at MGIMO. 2019;19(3):83-91. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2019-3-19-83-91

Просмотров: 25


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)