Концепт «間 МА» и способы его репрезентации в японском языке
https://doi.org/10.24833/2410-2423-2019-3-19-92-99
Аннотация
В статье рассматривается один из основных концептов японской культуры «間 ма» и его вербализация в японском языке.
Успех коммуникации между представителями различных культур во многом определяется тем, как они воспринимают пространственные и временные категории. Будучи культурно значимыми единицами, они играют особую роль в процессе речевого общения.
Двойственный пространственно-временной характер концепта «間 ма», его абстрактность, пространственная и временная неопределённость затрудняют его адаптацию под западные категории, но соотносятся фундаментальной идеей пустоты в буддийской метафизике.
На основе концепта «間 ма» в японском обществе выстраиваются гармоничные отношения между человеком и окружающим миром. Он актуализируется во всех сферах японского культурного пространства: архитектуре, живописи, каллиграфии, музыке, японском национальном театральном искусстве, аранжировке цветов, садовом дизайне. В статье особое внимание уделяется рассмотрению национально-культурных особенностей концепта «間 ма», проявляющихся в семантике языковых единиц и во многом определяющих культуру японского речевого общения.
Понимание специфики рассматриваемого концепта способствует формированию культурно ориентированного подхода к обучению японскому языку, преодолению культурной дистанции в процессе общения с японцами.
Об авторе
О. Р. ЛихолетоваРоссия
Лихолетова Ольга Романовна – кандидат филологических наук, доцент кафедры японского языка
119454, Москва, пр. Вернадского, 76
Список литературы
1. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979. 368 с.
2. Григорьева Т.П. Япония: путь сердца. М., Новый акрополь, 2013. 392 с.
3. Гуревич Т.М. Национально-культурная обусловленность непрямой коммуникации / Т.М. Гуревич // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 2. С. 163-166.
4. Изотова Н.Н. Этнокультурные особенности стиля японской коммуникации / Н.Н. Изотова // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 6. С. 179-182.
5. Кудряшова А.В. Психологические особенности восприятия пространства в традиции «Пути Чая»/ А.В. Кудряшова // Японский язык в вузе: актуальные проблемы преподавания. Выпуск 14. М., Ключ-С, 2016. 114-120 с.
6. Решетникова П. А. Организация пространства в японской культуре: концепты и модели/ П.А. Решетникова //Известия Уральского государственного университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. Выпуск 13, 2007. 269-278 с.
7. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры: издание 3-е., испр. и доп. М.: Академический Проект, 2004. 991 с.
8. Судзуки Дайсэцу Тэйтаро. Введение в дзэн-буддизм.[Электронный ресурс] /Режим доступа: https://royallib.com/book/sudzuki_daysetsu/vvedenie v dzen buddizm.html (Дата обращения 25 декабря 2018 г.)
9. Hall Edward T. The Silent Language.New York., Doubleday & Company Inc, Garden city, 1959. 240 p.
10. Komparu Kunio. The No theater; principles and perspectives. NY and Tokyo: Weatherhill/ Tankosha, 1983. 376 p.
11. Einstein A. Vorwort / Jammer M. Concepts of Space. Cambridge/Mass.: Harvard University Press, 1953. 3-12 p.
12. 奥野健男. 「間」の構造 (ма-ноко:дзо:). 束京, 集英社 (Структура «Ма»). Токио, Сюсэйся, 1983. 469р.
Рецензия
Для цитирования:
Лихолетова О.Р. Концепт «間 МА» и способы его репрезентации в японском языке. Филологические науки в МГИМО. 2019;19(3):92-99. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2019-3-19-92-99
For citation:
Likholetova O.R. THE CONCEPT OF “間 MA” AND ITS VERBALIZATION IN JAPANESE. Linguistics & Polyglot Studies. 2019;19(3):92-99. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2019-3-19-92-99