Термины цвета в Малой прозе
https://doi.org/10.24833/2410-2423-2019-3-19-131-138
Аннотация
Данная статья представляет анализ восприятия цвета и его интерпретации в психологии и символизме, освещает свойства цвета, подходы к его изучению, главным образом, в лингвистике. Одним из свойств цвета является его способность выражать человеческие эмоции и чувства, как положительные, так и отрицательные (вербально/невербально) и создавать тем самым определённую атмосферу в ситуации, когда цвета в ней преобладают. Различные цветовые оттенки формируют лексико-семантическую группу, объединяющую прилагательные и существительные, которые могут быть простыми, производными и сложными. Рассмотренные автором рассказы включают много терминов, выражающих такие свойства цвета, как оттенок, насыщеннность, цветовой тон, светлоту и интенсивность; каждый из них в определённой мере способствует успешному декодированию некоторых культурологических фрагментов информации, скрытых в текстах Малой прозы, анализ которой показывает, что эти тексты имеют специфическую композицию и что термины цвета выполняют в ней различные функции. Дескриптивные функции главным образом связаны c фокусными цветами; они обозначают свойства объекта. Другие же функции, такие, как функция создания персонажа, ассоциативная, метафорическая, символическая, семиотическая и культурологическая, имеют более сложный характер. Их идентификация требует подключения фоновых знаний культурологического, социального и исторического плана.
Об авторе
Н. И. ПанасенкоСловакия
Панасенко Наталья Ивановна – доктор филологических наук, профессор Кафедры языковой коммуникации
Пл. Йозефа Герду, 2. Трнава, Словакия 917 01
Список литературы
1. Bennett, Т. J. А. Aspects of English colour collocations and idioms. Heidelberg: Carl Winter Universitätsverlag, 1988. 300 p.
2. Berlin, B., Kay, P. Basic color terms: their universality and evolution. Stanford: Leland Stanford Junior University, 1969. 196 p.
3. Cirlot, J. E. Dictionary of symbols. London: Routledge, 2001. 504 p.
4. Davydyuk, Yu., Panasenko, N. Figuring the male and female: fire and water in Bradbury’s (science) fiction // Lege artis. Language yesterday, today, tomorrow. The journal of University of SS Cyril and Methodius in Trnava. Warsaw: De Gruyter Open, 1 (1), 2016. P. 4-74.
5. De Knop, S. A contrastive study of colour terms in French and German causal constructions // Multilingual cognition and language use: processing and typological perspectives. Amsterdam-Philadelphia: John Benjamins, 2014. P. 73-96.
6. Dictionary of symbolism originally constructed by Allison Protas. Augmented and refined by Geoff Brown and Jamie Smith in 1997 and by Eric Jaffe in 2001 URL: http://www.umich.edu/~umfandsf/symbolismproject/symbolism.html/S/
7. Garner, W. The relationship between colour and music // Leonardo, 11 (3). P. 225-226. The MIT Press. Retrieved February 28, 2019, from Project MUSE database.
8. Kupchyshyna, Yu., Davydyuk, Yu. From defamiliarization to foregrounding and defeated expectancy: linguo-stylistic and cognitive sketch // Lege artis. Language yesterday, today, tomorrow. The journal of University of SS Cyril and Methodius in Trnava. Warsaw: De Gruyter Open, II (2), 2017. P. 148-184.
9. Panasenko, N., Korcová, Z. Different approaches to colour terms analysis // Typology of language meanings in diachronical and comparative aspects, Iss. 23, 2011. P. 124-134.
10. The linguistics of color terms // International encyclopedia of the social and behavioral sciences. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/summary?doi=10.1.1.41.3048
11. Stashko, H. An Аmerican woman through the prism of the epithet: semasiological aspect in creating images // Lege artis. Language yesterday, today, tomorrow. The journal of University of SS Cyril and Methodius in Trnava. Warsaw: De Gruyter Open, II (2), 2017. P. 356-391.
12. Sudden fiction. American short-short stories. Shapard, R. & Thomas, J. (eds.). Salt Lake City: Gibbs M. Smith Publisher, 1986. 263 p.
13. Uberman, A. Contrastive semantic chromatosemy: the case study of blue // Galicia studies in language with historical semantics foregrounded. Chełm: TAWA Publishing House, 2014. P. 105-115.
14. Uberman A. The colour of endurance: figurative semantics of green // Evolving nature of the English language: studies in theoretical and applied linguistics. Frankfurt am Main: Peter Lang, 2017. P. 133-144.
15. What is flash fiction? Retrieved 25 October 2018 from: http://shortstories.about.com/od/Flash/a/What-Is-Flash-Fiction.htm
16. Wyler, S. Colour and language: colour terms in English. Tübingen: Gunter Narr Verlag, 1992. 203 p.
Рецензия
Для цитирования:
Панасенко Н.И. Термины цвета в Малой прозе. Филологические науки в МГИМО. 2019;19(3):131-138. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2019-3-19-131-138
For citation:
Panasenko N. COLOUR TERMS IN SUDDEN FICTION. Linguistics & Polyglot Studies. 2019;19(3):131-138. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2019-3-19-131-138