Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

Языковая репрезентация концепта «путь» в ирландских сказках

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2019-4-20-22-29

Аннотация

В статье на материале ирландских сказок рассматривается языковая репрезентация концепта «путь». Выявляется образный компонент, ключевая лексема, составляющая ядро, информационное содержание, представленное когнитивными признаками, и интерпретационное поле, составляющие периферию поля концепта. Путь в прямом и переносном смысле слова выступает в качестве образного компонента, ключевая лексема – path, в информационном содержании выявлено семь когнитивных признаков: освоение нового пространства, цель, даль, приключения, трудности, судьба, путешествие в загробный мир; интерпретационное поле включает в себя две группы пословиц, репрезентирующие материальное представление пути и его метафорическое понимание. Моделирование фрейма концепта «путь» позволило выделить типовые слоты: субъект движения; начало движения; траектория; среда перемещения; среда и способ движения; направление движения; локус; расстояние; движущая сила, мотив. Таким образом, выявление структуры концепта «путь» в данной работе проводилось на основе лингвокогнитивного подхода. В структуре концепта «путь» был выделен чувственный образ, информационное содержание и интерпретационное поле. Путь предстаёт как категория бытия, охватывающая различные аспекты жизни человека. Путь может рассматриваться не только как дорога, по которой идёт человек, преодолевая большое расстояние, но также как жизненный путь, связанный с неминуемыми трудностями и препятствиями, что отражает значимость роли пути в жизни человека в ирландской культуре.

Об авторах

А. А. Зарайский
Саратовская государственная юридическая академия
Россия

Зарайский Александр Александрович – доктор филологических наук, профессор кафедры английского языка 

410056, Саратов, ул. Вольская, 1



О. Л. Морова
Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова
Россия

Морова Ольга Львовна – кандидат филологических наук, доцент кафедры переводоведения и межкультурной коммуникации 

410003, Саратов, ул. Радищева, 89



В. Ю. Полякова
Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова
Россия

Полякова Виктория Юрьевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры переводоведения и межкультурной коммуникации

410003, Саратов, ул. Радищева, 89



Список литературы

1. Ахматова М.А., Кетенчиев М.Б. Концепт «путь» как конструкт этнической языковой картины мира (на материале карачаево-балкарского нартского эпоса) // Вестник ВЭГУ. Уфа: Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия. № 5(73), 2014. С. 79-86.

2. Бабушкин А.П., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика и семасиология. Воронеж: ООО «РИТМ», 2018. 229 с.

3. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. ун-та, 2001. 123 с.

4. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. № 1. С. 64-72.

5. Гемуев И.Н. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. Новосибирск: Наука, 1998. 227 с.

6. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М.: Лабиринт, 1998. 256 с.

7. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. М.: Лабиринт, 1998. 368 с.

8. Залевская А.А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж, 2001. С. 36-44.

9. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. 390 с.

10. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж, 2001. С. 7580.

11. Колесов В.В., Пименова М.В. Введение в концептологию. М.: Флинта: Наука, 2016. 248 с.

12. Кубрякова Е.С. Концепт // Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996. С. 90-93.

13. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность: Антология. М., 1997. С. 28-37.

14. Морозова В.А., Харитонова В.Ю. Лингвостилистические особенности и социокультурная интерпретация текста ирландской волшебной сказки // Актуальные проблемы языкознания. Спб., 2016. Т. 1. С. 99-102.

15. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. 314 с.

16. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки Л.: ЛГУ, 1986. 364 с. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Propp_2/index.php

17. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. Т 3. / гл. ред. А.Д. Некипелов. М.: Прогресс, 1987. http://www.slovorod.ru/etym-vasmer/index.html (дата доступа 05.07.2019)

18. Collins English Dictionary. [Электронный ресурс]. URL: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english (дата доступа 05.07.2019)

19. Gelman S.A., Roberts S.O. How language shapes the cultural inheritance of categories // PNAS. 2017. № 114 (30). [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnas.org/content/114/30/7900 (дата доступа 05.07.2019)

20. Macmillan English Dictionary for Advanced Learners. [Электронный ресурс]. URL: https://www.macmillandictionary.com/ (дата доступа 05.07.2019)

21. Stephens J. Irish Fairy Tales. [Электронный ресурс]. URL: https://ebooks.adelaide.edu.au/s/stephens/james/irish-fairy-tales/ complete.html (дата доступа 05.07.2019)

22. Stephens J. Mongan’s Frenzy // Stephens J. Irish Fairy Tales. [Электронный ресурс]. URL: https://ebooks.adelaide.edu.au/s/stephens/james/irish-fairy-tales/complete.html (дата доступа 05.07.2019)

23. Stephens J. The Boyhood of Fionn// Stephens J. Irish Fairy Tales. [Электронный ресурс]. URL: https://ebooks.adelaide.edu.au/s/stephens/james/irish-fairy-tales/complete.html (дата доступа 05.07.2019)

24. Stephens J. The Enchanted Cave of Cesh Corran// Stephens J. Irish Fairy Tales. [Электронный ресурс]. URL: https://ebooks.adelaide.edu.au/s/stephens/james/irish-fairy-tales/complete.html (дата доступа 05.07.2019)

25. Stephens J. The Story of Tuan Mac Cairill// Stephens J. Irish Fairy Tales. [Электронный ресурс]. URL: https://ebooks.adelaide.edu.au/s/stephens/james/irish-fairy-tales/complete.html (дата доступа 05.07.2019)

26. Stephens J. The Wooing of Becfola// Stephens J. Irish Fairy Tales. [Электронный ресурс]. URL: https://ebooks.adelaide.edu.au/s/stephens/james/irish-fairy-tales/complete.html (дата доступа 05.07.2019)


Рецензия

Для цитирования:


Зарайский А.А., Морова О.Л., Полякова В.Ю. Языковая репрезентация концепта «путь» в ирландских сказках. Филологические науки в МГИМО. 2019;20(4):20-29. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2019-4-20-22-29

For citation:


Zaraiskiy A.A., Morova O.L., Polyakova V.Yu. LANGUAGE CONSTITUENTS OF THE CONCEPT ‘WAY’ IN IRISH FAIRY TALES. Linguistics & Polyglot Studies. 2019;20(4):20-29. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2019-4-20-22-29

Просмотров: 733


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)
ISSN 2782-3717 (Online)