Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРАКТИКА ЕЁ ПРИМЕНЕНИЯ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2018-4-16-85-92

Аннотация

В статье отслеживаются причины возросшего за последнее время интереса к когнитивным языковым исследованиям и современные подходы к изучению когнитивной лингвистики. Анализ существующих исследований на стыке когнитивной лингвистики и методики преподавания иностранных языков показал значительную степень разработанности данной темы и позволяет говорить о большом потенциале использования достижений когнитивной лингвистики в практике преподавания иностранного языка, ввиду чего авторы указывают на особую роль когнитивной лингвистики как новой научной парадигмы в практике преподавания английского языка в юридическом вузе. Общие современные тенденции, характерные для данного научного направления, комментируются применительно к преподаванию юридического английского языка. Приведённые примеры разницы сочетаемости языковых единиц в русском и английском языках показывают, в частности, необходимость формирования у студентов навыка концептуального анализа. В статье объясняется, каким образом достижения когнитивной лингвистики могут быть использованы в преподавании иностранного языка, в том числе английского, русскоязычным обучающимся. Предлагаемые когнитивно-лингвистические приёмы и методы преподавания, например, такие как формирование «ментальной картинки» семантического значения языковой единицы в сознании обучающихся, изучение внешней фреймовой структуры слова, концептуальный анализ и формирование навыков интерпретации иноязычных концептов, по мнению авторов, могут значительно повысить эффективность преподавания иностранного языка, в том числе английского, на различных ступенях образования и в различных высших и средних учебных заведениях.

Об авторах

И. A. Мартыненко
Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)
Россия

125993, Москва, Садовая-Кудринская ул., дом 9

Мартыненко Ирина Анатольевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка №2 Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) (Россия, Москва). Сфера научных и профессиональных интересов: преподавание английского и испанского языков, топонимика.



E. A. Бородина
Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)
Россия

125993, Москва, Садовая-Кудринская ул., дом 9

Бородина Елизавета Андреевна – ассистент кафедры английского языка №2 Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) (Россия, Москва). Сфера научных и профессиональных интересов: преподавание юридического английского языка, лингводидактика.



Список литературы

1. Английский язык для юристов. Учебник. Отв. ред. Н.Ю. Ильина, Т.А. Аганина. М.: Проспект, 2014. 386 с.

2. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под общей редакцией доктора филологических наук, профессора В.П. Нерознака. М.: Academia, 1997. С. 267-279.

3. Беляевская Е. Г. Три парадигмы семантических исследований (чем отличается когнитивный подход к лексической семантике от традиционного) //На стыке парадигм лингвистического знания в начале XXI века: грамматика, семантика, словообразование: Материалы международной конференции. Калиниград: Изд-во КГУ, 2003. С.60 – 72.

4. Беляевская Е.Г. Концептуальные основания семантики языковых единиц (от лексикологии к фразеологии) // Несколькословные единицы номинации в английском языке: от лексикологии к фразеологии. Вестник МГЛУ, вып. 500. М.: Изд-во МГЛУ, 2005. С. 9 – 24.

5. Беляевская Е.Г. Текст как пространственная структура (к проблеме уровней категоризации) // Когнитивные исследования языка. Вып.7. Типы категорий в языке. Сб. науч. трудов. М.: Ин-т языкознания РАН; Тамбов: Изд. дом. ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. С. 101–109.

6. Беляевская Е.Г., Маляр Т.Н. Принципы минимизации интерференции родного языка при обучении иностранному языку (концептуальные структуры пространства и времени в английском и русском языках). М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2011. 179 с.

7. Беляевская Е.Г. Семантическая структура слова в номинативном и коммуникативном аспектах (когнитивные) основания семантической структуры слова: Дисc… д. филол. н. M: МГЛУ, 1991. 401 с.

8. Буданова Е.А. Метод анализа языковой картины мира на когнитивных основаниях. Часть 1. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. 2004. Электронный ресурс. Режим доступа: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met39/met39.html

9. Буданова Е.А. Метод анализа языковой картины мира на когнитивных основаниях. Часть 2. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. 2006. 55 с.

10. Исенбаева, Г.И. Методология порождения вторичного текста: когнитивный аспект: дисс. …д. филол. н. / Г. И. Исенбаева. Челябинск, 2010. 417 с.

11. Исупова М.М. Национально-культурный фактор и когнитивное моделирование // Вестник МГЛУ. 2007. № 541-2. С. 77-82.

12. Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика − психология − когнитивная наука // Вопросы языкознания. 1994. № 4. С. 34-47.

13. Кубрякова Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина. М.: МГУ, 1997. 245 с.

14. Кубрякова Е.С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004, № 1. С.6-17.

15. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка. //Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. М., Academia, 1997. С. 280-287.

16. Пименова М.В. и др. Концептосфера внутреннего мира человека // Введение в когнитивную лингвистику / З. Д. Попова, И. А. Стернин, В. И. Карасик, А. А. Кретов, О.О. Борискина, Е. А. Пименов, М. В. Пименова: Учеб. пособие. Сер. «Концептуальные исследования». Кемерово: ИПК «Графика», 2004. Вып. 4. С. 128–177.

17. Сысоева И.А. Обучение студентов-юристов интерпретации англоязычных правовых концептов: автореф. дис. ... к. пед. н. / Сысоева Ирина Александровна; М., 2009. 18 с.

18. Gibbs R. W. What’s cognitive about cognitive linguistics // E. H. Casad (ed.). Cognitive Linguistics in the Redwoods: Te Expansion of a New Paradigm in Linguistics. Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 1996. P. 27-53.

19. Gries S.T. Corpus linguistics, theoretical linguistics, and cognitive/ psycholinguistics: towards more and more fruitful exchanges // Language and Computers. 2012. Vol. 75. Pp. 41-63.

20. Johnson M. Te Body in the Mind: Te Bodily Basis of Meaning, Imagination, and Reason. Chicago: University of Chicago Press, 1987. 272 р.

21. Johnson M. Philosophical implications of cognitive semantics // Cognitive Linguistics. 1992. Vol. 3. No. 4. pp. 345-366.

22. Lakoff G. Women, Fire, and Dangerous Tings: What Categories Reveal about the Mind. Chicago: University of Chicago Press, 1987. 614 p.


Рецензия

Для цитирования:


Мартыненко И.A., Бородина E.A. КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРАКТИКА ЕЁ ПРИМЕНЕНИЯ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ. Филологические науки в МГИМО. 2018;4(16):85-92. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2018-4-16-85-92

For citation:


Martynenko I.A., Borodina E.A. COGNITIVE LINGUISTICS: GENERAL TRENDS AND PRACTICES OF APPLICATION IN A LAW SCHOOL. Linguistics & Polyglot Studies. 2018;4(16):85-92. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2018-4-16-85-92

Просмотров: 1031


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)
ISSN 2782-3717 (Online)