Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

Проблемы обучения современных студентов реферированию иноязычного текста

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2020-3-23-80-87

Полный текст:

Аннотация

В статье обобщаются результаты эмпирического исследования вузовской практики обучения реферированию иноязычных текстов и предлагается определённый алгоритм обучения реферированию c учётом особенностей современного поколения студентов. Реферирование рассматривается как интеллектуальный процесс, включающий в себя смысловую компрессию оригинального текста и создание его краткой, но семантически адекватной версии. В фокусе внимания данной статьи – формирование умений и навыков творческого репродуктивно-продуктивного преобразования информации, полученной из письменного источника. Таким образом, процесс обучения реферированию является как средством совершенствования изучаемого языка, так и эффективным способом формирования когнитивно-коммуникативных компетенций и универсальных метапредметных навыков. Вместе с тем реферат представляет собой и контрольно-измерительный инструмент для оценки степени сформированности вышеупомянутых навыков и умений. В статье анализируются особенности восприятия информации современными студентами, обусловленные так называемым «клиповым мышлением». Предлагаются эффективные способы мотивации «экранного поколения» вдумчиво и тщательно работать с линейным печатным текстом. Подробно анализируются основные стадии процесса реферирования и даются методические рекомендации по обучению современных студентов «чтению для реферирования», навыкам смыслового свёртывания и компрессии текста, развитию способности к обобщению, перифразу, абстрагированию от конкретной вербальной формы выражения, построению визуальной схемы и созданию итогового реферата.

Об авторах

Т. В. Леденева
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия

Леденева Татьяна Викторовна – кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка №4. Сфера научных и профессиональных интересов: методика преподавания английского языка, литература США

119454, Москва, пр. Вернадского, 76



Н. А. Зинкевич
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия

Зинкевич Нина Антоновна – кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка №4. Сфера научных и профессиональных интересов: методика английского языка, литература Великобритании

119454, Москва, пр. Вернадского, 76



Список литературы

1. Бурлакова С.Л. Учебное реферирование как средство развития профессиональной письменной речи студентов. Дисс. канд.пед.наук. СПб, 1993.

2. Карпова И.В. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению реферированию студентов на продвинутом уровне в неязыковом вузе. Дисс. канд.пед.наук. М., 2005.

3. Колобаев В.К., Воробьева К.В. Клиповое мышление и преподавание иностранных языков в неязыковом вузе: психолого-педагогический аспект // Международный научно-исследовательский журнал. 2019, № 9 (87).

4. Маркушевская, Л. П. Аннотирование и реферирование. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов. / Л.П. Маркушевская, Ю.А. Цапаева. СПб., 2008. [Электронный ресурс] — URL: https://books.ifmo.ru/file/pdf/334.pdf (Дата доступа 20.12.2019).

5. Мильруд Р.П. Теоретические и практические проблемы понимания коммуникативного смысла иноязычного текста /Р.П. Мильруд, А.А. Гончаров // Иностранные языки в школе. 2003, №1. С.12-18.

6. Нестерова Н. М. Реферирование как способ извлечения и представления основного содержания текста / Н.М. Нестерова, Н.А. Герте // Вестник Пермского университета. Сер. Российская и зарубежная филология. 2013, №4(24). С. 127-132.

7. Погребнова А.Н. К вопросу об актуальности метода когнитивной визуализации и его применении к решению различных учебных задач в контексте высшей школы // Педагогический журнал, 2017, № 7 (4А). С. 246-262).

8. Соловова Е.Н. Необходимость обучения студентов профильных языковых вузов/факультетов реферированию звучащих академических текстов / Е.Н. Соловова, И.А. Басова // Вестник Московского университета. Сер.19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012, №2. С.19-30.

9. Сырина Т. А. Когнитивная визуализация: сущность понятия и его роль в обучении языку // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016, №7 (172). С. 81-85.

10. Цибина О.И. Обучение реферированию и аннотированию иноязычной литературы в неязыковом вузе. Автореф. дисс. канд.пед.наук. М., 2000.

11. Шваб К. Технологии четвёртой промышленной революции [перевод с английского]. М.: Эксмо, 2018. 320 с.

12. Blake G. The Elements of Technical Writing /G. Blake, R.W. Bly N. Y.: Macmillan. 1993.

13. Borko H. Abstracting concepts and methods / H. Borko, Ch. Bernier − N.Y, 2007.

14. Collinson R.L. Abstract and abstracting services. Oxford, ABC Clio, 1971.

15. Finkelstein Leo Jr. Pocket Book of Technical Writing for Engineers and Scientists. London, McGraw Hill Education, 2007.

16. Graphical abstracts // Elsevier. [Электронный ресурс] − URL: https://www.elsevier.com/authors/journal-authors/graphicalabstract (Дата доступа 05.12.2019).

17. IELTS. [Электронный ресурс] − URL: https://www.ielts.org/about-the-test-format (Дата доступа 01.03.2020).


Для цитирования:


Леденева Т.В., Зинкевич Н.А. Проблемы обучения современных студентов реферированию иноязычного текста. Филологические науки в МГИМО. 2020;23(3):80-87. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2020-3-23-80-87

For citation:


Ledeneva T.V., Zinkevich N.A. The problem of teaching modern students to summarize a foreign text. Philology at MGIMO. 2020;23(3):80-87. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2020-3-23-80-87

Просмотров: 36


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)