Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

Роль и место интенциональности как основы обучения иностранному языку в русле диалога культур

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2020-3-23-88-95

Полный текст:

Аннотация

В статье предпринимается попытка уточнить сущностные характеристики взаимосвязи интенциональности сознания, языка и культуры и на этой основе раскрыть особенности организации иноязычного образования.

Автор рассматривает интенциональность как феномен, определяющий и обеспечивающий содержание сознания, позволяющий совершить акт самоопределения и обретения субъектности. В деятельности сознания автором выделяются интенциональные потоки как относительно интендированных объектов, так и субъектов, что является предпосылкой к постижению другого Я, иной культурной данности, и одновременно условием для самопознания и более глубокого проникновения в свою собственную культуру.

Культура суть сложный семиотический текст, она контекст, в котором изучаемый язык как вторичная моделирующая система выступает средством, где различные феномены могут быть последовательно описаны и интерпретированы обучающимися.

Открытость субъекта миру, взращиваемая в ходе интенционального познания языка и культуры, позволяет проявиться его предельной уникальности, и в то же время предельной универсальности. Такое отношение актуализирует внутреннюю закономерность человеческих действий, возможность саморазвития и формирования системы отложенных действий, что позволяет человеку реализоваться, состояться, актуализирует интенциональное поле его возможностей.

Автор приходит к выводу, что образовательный процесс по языку должен носить интерпретативный, сигнификативный, семиотический характер, а учёт в процессе иноязычного образования интенциональной обусловленности всякого действия в том числе и речевого, обеспечит достижение согласованного сознания.

Об авторе

О. А. Масловец
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия

Масловец Ольга Александровна – кандидат педагогических наук, и.о. заведующего кафедрой китайского, вьетнамского, тайского и лаосского языков. Сфера научных интересов: философия, лингвистика, лингводидактика

119454, Москва, пр. Вернадского, 76



Список литературы

1. Агапов О.Д. Интерпретация как практика автопоэзиса человеческого бытия / О.Д. Агапов; Институт экономики, упр. и права (г. Казань). Казань: Познание, 2009. 247 с.

2. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М.: Искусство, 1986. 445 с.

3. Брушлинский А.В. Избранные психологические труды / А.В. Брушлинский. М.: Когито-центр, 2006. 623 с.

4. Гирц К. Г Интерпретация культур / К.Г. Гирц Пер. с англ. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. 560 с.

5. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая / Э. Гуссерль. М.: Академический проект, 2009. 489 с.

6. Гуссерль Э. Избранные работы / Э. Гуссерль. М.: «Территория будущего», 2005. 464 с.

7. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки / В. А. Канке. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Логос, 2008. 397 с.

8. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Д. А. Леонтьев. 3-е изд., доп. Москва: Смысл, 2007. 510 с.

9. Лиотар Ж.-Ф. Феноменология / Ж.-Ф. Лиотар; перевод с французского и послесловие Б.Г. Соколова. Алетейя, 2001. 160 с.

10. Литвинов, В.П. Введение в методологию / В. П. Литвинов. Москва: Директ-Медиа, 2014. 183 c.

11. Нечаев А.В. Онтология одиночества: рассуждения о природе человеческого одиночества / А.В. Нечаев; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Самар. гос. ун-т». Самара : Самар. ун-т, 2004. 281 с.

12. Перлер Д. Теории интенциональности в Средние века / Д. Перлер; пер. с нем. Г. В. Вдовиной; Российская акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Российской Федерации. Москва: Изд. дом Дело, 2016. 470 с.

13. Пол К-Х, Китайские и западные ценности: размышления о методологии межкультурного диалога / К.-Х. Пол // Век глобализации. 2012. №1. С. 94-103.

14. Разеев Д.Н. В сетях феноменологии / Д.Н. Разеев. Основные проблемы феноменологии / Э. Гуссерль; пер. с нем. А.А. Анипко. Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2004. 367 с.

15. Сартр Ж.-П. Трансценденция Эго. Набросок феноменологического описания / Ж-П Сартр. Москва: ИОИ, 2015. 160 с.

16. Сокол В.Б. Интенциональный разум и музыкальное мышление / В.Б. Сокол. Диссертация на соискание учёной степени доктора философских наук 09.00.01 – Онтология и теория познания, 2015. 399 с.

17. Ушакова Т.Н. Рождение слова: Проблемы психологии речи и психолингвистики / Т.Н. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. 524 с.

18. Худякова Н. Л. Ценностный мир человека: возникновение и развитие / Н. Л. Худякова; Челябинский гос. ун-т, Ин-т психологии и педагогики. Челябинск : Околица, 2004. 399 с.

19. Щедровицкий Г.П. На Досках. Публичные лекции по философии Г.П. Щедровицкого / [ред. текста, авт. коммент. В.Л. Данилова]. М.: [Изд-во Шк. Культур. политики], 2004. 195 с.


Для цитирования:


Масловец О.А. Роль и место интенциональности как основы обучения иностранному языку в русле диалога культур. Филологические науки в МГИМО. 2020;23(3):88-95. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2020-3-23-88-95

For citation:


Maslovets O.A. The role and place of intentionality as the basis for teaching foreign languages in line with the dialogue of cultures. Philology at MGIMO. 2020;23(3):88-95. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2020-3-23-88-95

Просмотров: 26


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)