Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

Кликбейт как лингвокультурный феномен (на материале русского, французского и английского языков)

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2020-3-23-105-112

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается один из видов заголовков, распространённых в современном массмедийном дискурсе, – кликбейт. Новым является то, что в качестве материала исследования были выбраны информационные материалы, представленные в сети Интернет на трёх языках – русском, английском и французском. Актуальность выбранной проблематики исследования определяется недостаточной изученностью такого феномена как кликбейт и его национально-культурной специфики в трёх анализируемых лингвокультурах. При анализе языкового материала применялись следующие методы: гипотетико-дедуктивный метод, метод сплошной выборки, метод стилистического и контекстуального анализа. Цель работы – выявить содержательные и стилистические характеристики кликбейта в русско-, англо- и франкоязычном информационном пространстве. Изначально англоязычная лексема «clickbait» была заимствована в русский и французский языки, получив, однако, во французском языке дополнительные собственно французские номинации. В русском языке данная лексема является практически ассимилированной языковой единицей. Авторы полагают, что кликбейт является разновидностью манипулятивного воздействия, оказываемого на воспринимающую массовую аудиторию, суть которого сводится к завлечению и удержанию внимания реципиента с помощью ложной или сомнительной информации. Для этого используются разнообразные языковые и аудиовизу альные средства, позволяющие отнести кликбейт-заголовки к креолизованному типу текста. Авторы считают, что в современном информационном пространстве кликбейт носит глобальный характер. Национально-культурная специфика кликбейта обусловлена национальной «повесткой дня». Статья адресуется филологам, психологам и социологам. Кроме того, результаты исследования могут быть полезны студентам, магистрантам и аспирантам гуманитарного профиля.

Об авторах

В. А. Буряковская
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Россия

Буряковская Валерия Анатольевна – доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой английской филологии. Сфера научных и профессиональных интересов: сравнительные исследования, массовая коммуникация, теория дискурса, межкультурная коммуникация

400066, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 27



О. А. Дмитриева
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Россия

Дмитриева Ольга Александровна – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка как иностранного. Сфера научных и профессиональных интересов: теория лингвокультурных типажей, лингвокультурология, межкультурная коммуникация, сравнительные исследования

400066, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 27



Список литературы

1. Бауман З. От паломника к туристу. / З. Бауман. Социологический журнал. 1995. № 4. С. 133–154. [Электронный ресурс] – URL: http://jour.isras.ru/index.php/socjour/article/viewFile/218/219 (Дата доступа: 19 октября 2019 г.)

2. Вольская Н.Н. Кликбейт как средство создания ложной информации в интернет-коммуникации / Н.Н. Вольская. Медиаскоп. 2018. Вып. 2. [Электронный ресурс] –URL: http://www.mediascope.ru/2450 (Дата доступа: 11 ноября 2019 г.)

3. Ионин Л. Г. Социология культуры: учеб. пособие для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. 427 с. / Л. Г. Ионин [Электронный ресурс] – URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Ionin/_09_1.php (Дата доступа: 21 сентября 2019 г.)

4. Краткий словарь информационных технологий. [Электронный ресурс] – URL: https://ht-lab.ru/knowledge/dictionaries/kratkiy-slovar-it/4445/ (Дата доступа: 7 ноября 2019 г.)

5. Николаева А.В. Кликбейт в СМИ / А.В. Николаева. Русская речь. 2018. № 3. С. 43-47.

6. Buzzfeed. [Электронный ресурс] – URL: https://www.buzzfeed.com/ (Дата доступа: 17 ноября 2019 г.)

7. Ficca S. De nouveaux «équivalents français» pour réduire les anglicismes [Электронный ресурс] – URL: https://www.pressecitron.net/ne-dites-plus-spoil-clickbait-ou-podcast-mais-divulgacher-piege-a-clic-et-audio-a-la-demande/ (Дата доступа: 10 января 2020 г.)

8. Ficca S. Ne dites plus «spoil», «clickbait» ou «podcast», mais «divulgâcher», «piège à clic» et «audio à la demande» [Электронный ресурс] – URL: https://www.presse-citron.net/ne-dites-plus-spoil-clickbait-ou-podcast-mais-divulgacher-piege-a-clicet-audio-a-la-demande/ (Дата доступа: 10 января 2020 г.)

9. Forum. [Электронный ресурс] – URL: https://forum.wordreference.com/threads/clickbait.3277213/ (Дата доступа: 10 января 2020 г.)

10. Jacquard N. Qu’est-ce que le Putaclic et est-ce une stratégie payante? [Электронный ресурс] – URL: https://www.journalducm.com/putaclic/ (Дата доступа: 10 января 2020 г.)

11. Merriam-Webster Dictionary. [Электронный ресурс] – URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/clickbait (Дата доступа: 20 января 2020 г.)

12. O’Donovan C. What is clickbait? Nieman Foundation for Journalism. Niewman labs [Электронный ресурс] – URL: https://www.niemanlab.org/2014/08/what-is-clickbait/ (Дата доступа: 20 января 2020 г.)

13. Observatoire du journalisme // Air du temps, sites anti-complotistes et sites anti-fakenews // [Электронный ресурс] – URL: https://www.ojim.fr/air-du-temps-sites-anti-complotistes-et-sites-anti-fakenews/ (Дата доступа: 20 января 2020 г.)

14. Sénécat A. «Ça doit se savoir», «Alter Santé», «Libre Info»: un seul homme derrière un réseau de désinformation [Электронный ресурс] – URL: https://www.lemonde.fr/les-decodeurs/article/2018/11/13/ca-doit-se-savoir-alter-sante-libre-info-unseul-homme-derriere-un-reseau-de-desinformation_5382951_4355770.html (Дата доступа: 20 января 2020 г.)

15. Stackexchange. [Электронный ресурс] – URL: https://french.stackexchange.com/questions/19022/un-titre-clickbaitlemploi-en-adjectif (Дата доступа: 13 февраля 2020 г.)

16. Upworthy. [Электронный ресурс] – URL: https://www.upworthy.com/ (Дата доступа: 11 марта 2020 г.)

17. Wiktionary. [Электронный ресурс] – URL: https://fr.wiktionary.org/wiki/pi%C3%A8ge_%C3%A0_clics (Дата доступа: 20 января 2020 г.)


Для цитирования:


Буряковская В.А., Дмитриева О.А. Кликбейт как лингвокультурный феномен (на материале русского, французского и английского языков). Филологические науки в МГИМО. 2020;23(3):105-112. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2020-3-23-105-112

For citation:


Buriakovskaia V.A., Dmitrieva O.A. Clickbait as a linguistic and cultural phenomenon (based on the material of the russian, french and english languages). Philology at MGIMO. 2020;23(3):105-112. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2020-3-23-105-112

Просмотров: 36


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)