Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

Метафора персонификации в экономическом дискурсе сми (на примере немецкоязычных масс-медиа)

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается понятие метафоры персонификации в экономическом дискурсе СМИ, которое уточняется и дополняется. Представлен краткий обзор лингвистических трудов, посвящённых этому вопросу. Обосновывается необходимость исследования метафоры персонификации в данном подвиде экономического дискурса в связи с постоянно увеличивающимся интересом целевой аудитории, что обусловлено возросшим уровнем её образования, увеличением количества участников экономической деятельности, а также стремительным развитием медиа-пространства. На материале текстов немецкоязычных масс-медиа в рамках когнитивной теории метафоры прослеживаются тенденции в динамике использования персонификации. Цель публикации – выделить характерные особенности данной метафоры и способы её языковой реализации в дискурсе СМИ. Основная задача при этом связана с возможностью проанализировать варианты её актуализации в рамках указанного дискурса в диахроническом аспекте, а именно в периоды спада и подъёма в экономике, с привлечением методов количественного и контекстуального анализов. В качестве иллюстративного материала используются отобранные методом сплошной выборки контексты с примерами реализации метафоры персонификации, являющиеся фрагментами аналитических и информационных материалов таких крупных медиа-порталов Германии как Berliner Zeitung, Frankfurter Allgemeine Zeitung, Fokus, Handelsblatt, Manager Magazin, Ökonomenstimme, Süddeutsche Zeitung, Spiegel, Stuttgarter Nachrichten, Welt. Общее количество проанализированных в процессе работы контекстов составляет 225 текстов, которые характеризуют два периода: экономического кризиса 2009-2014 гг. и экономического роста 2016-2019 гг. Благодаря высокой частотности метафоры персонификации, показательна количественная разница в метафорическом насыщении материалов СМИ в пределах указанных периодов кризиса и экономического восстановления. В комментариях определены прагматические установки авторов текстов и способы, которые они применяют для выражения оценочных суждений. Указано на то, что объекты, которые подвергаются персонификации, могут образовывать оппозицию «стабильная экономика – экономический кризис». Статья адресована лингвистам, владеющим немецким языком, а также специалистам других профессий, интересующимся стилистическими особенностями экономических текстов.

Об авторе

Н. В. Бадаева
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия

Бадаева Наталья Валерьевна – старший преподаватель кафедры немецкого языка

119454, Москва, пр. Вернадского, 76



Список литературы

1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: Сов. Энциклопедия, 1969. 608 с.

2. Баранов А. П. Дескрипторная теория метафоры. М.: Языки славянской культуры, 2014. 632 с.

3. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Большая рос. энциклопедия, 1993. 1628 с.

4. Добросклонская Т. Г. Массмедийный дискурс как объект научного описания. // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. 2014. №13 (184). Выпуск 22. С. 181 – 187.

5. Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов и понятий. Изд. 6-е, испр. и доп. Назрань.: Пилигрим, 2016. 610 с.

6. Исаакян А. Р. Грамматические средства персонификации и деперсонификации в современном немецком языке: Дисс…канд. филол. наук. М.: МГПУ им. Мориса Тореза, 1978. 160 с.

7. Лебедевский А. С. Персонификация и способы её выражения. Сб. «Вопросы германской филологии». Калинин, 1975. Вып. 2. С. 61 – 69.

8. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 709 с.

9. Марузо Ж. Словарь лингвистических терминов: Пер. с фр./ Предислов. В. А. Звегинцова. Изд. 2-е, испр. М.: Едитори ал УРСС, 2004. 440 с.

10. Смирнова Н. М. Антропоцентризм. / Гуманитарная энциклопедия: Концепты // Центр гуманитарных технологий, 2002-2021. [Электронный ресурс] – URL: https://gtmarket.ru/concepts/7223 (Дата доступа 17 января 2021 г.)

11. Feldman O., De Landtsheer Chr. Politically Speaking. A Worldwide Examination of Language Used in the Public Sphere. Praeger, 1998. p. 224.

12. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. Chicago, 1980. p. 242.


Для цитирования:


Бадаева Н.В. Метафора персонификации в экономическом дискурсе сми (на примере немецкоязычных масс-медиа). Филологические науки в МГИМО. 2021;7(2):5-13.

For citation:


Badaeva N.V. Personification as a special type of cognitive metaphor in economic media discourse (on the example of the german mass media). Philology at MGIMO. 2021;7(2):5-13. (In Russ.)

Просмотров: 25


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)