Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

Дискурсивные характеристики моок-лекции как разновидности дистантной лекции в академическом интернет-дискурсе

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2021-2-26-72-78

Полный текст:

Аннотация

Настоящая статья посвящена рассмотрению дискурсивных характеристик академического интернет-дискурса (АИД) и его субжанра − интернет-лекций, размещённых на сайтах массовых открытых онлайн-курсов (МООК-лекций), которые представлены как разновидность дистанционных академических лекций. Актуальность исследования определяется необходимостью сформировать представление о трансформационных процессах в академическом дискурсе в связи с масштабным внедрением информационно-коммуникационных технологий в систему высшего образования и последующим развитием онлайн-обучения. В качестве материала исследования использованы Coursera- и Edx-курсы англоязычных лекторов из крупных университетов Великобритании и США. Рассматривается становление дистанционной (виртуальной) лекции как жанровой разновидности академического дискурса; МООК-лекция обособляется от других видов лекций, выделяется ряд характеристик, которые оказывают воздействие на её языковые параметры, в том числе обосновывается значимость изменений в образе получателя информации. Рассмотрение проблематики с теоретических позиций может иметь прикладное значение для лингвистических дисциплин, в задачи которых входит подготовка научных кадров к работе в международном контексте.

Об авторе

Н. В. Панич
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ
Россия

Панич Наталья Владимировна − старший преподаватель кафедры английского языка №3

Москва, 119454, пр. Вернадского 76 



Список литературы

1. Бордовская Н. В. Педагогика: Учебное пособие/ Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб.: Питер, 2008. 304 с.

2. Галичкина Е. Н. Характеристики компьютерного дискурса [Электронный ресурс] / Е. Н. Галичкина // Вестник ОГУ. 2004. №10. −URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristiki-kompyuternogo-diskursa (дата обращения: 01.05.2021).

3. Зубкова Л. И. Конститутивные признаки академического дискурса/ Л. И. Зубкова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 5. С. 28-32.

4. Кутузов А. Б. Коммуникативные особенности дискурса компьютерных сетевых форумов [Электронный ресурс] / А. Б. Кутузов // III Лазаревские чтения. Челябинск. 2006. С. 306-311. − URL: https://www.academia.edu/2984908/%D0% 9A%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1 %8B%D0%B5_%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_% D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%B0_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C %D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%81%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B2%D1%8B %D1%85_%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%BE%D0%B2 (дата обращения: 03.05.2021).

5. Куликова Л. В. Коммуникативный стиль в межкультурной парадигме / Л. В. Куликова. Красноярск : Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2006. 392 с.

6. Карасик В.И. Интерпретация дискурса: топик, формат, модус [Электронный ресурс] / В. И. Карасик // Известия ВГПУ. 2015. №1 (96). − URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interpretatsiya-diskursa-topik-format-modus (дата обращения: 11.05.2021).

7. Лепшеева Н. А. Жанровые особенности компьютерного дискурса [Электронный ресурс] / Н. А. Лепшеева// Вестник ЧелГУ. 2009. №43. − URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovye-osobennosti-kompyuternogo-diskursa (дата обраще ния: 15.05.2021).

8. Моргун Н. Л. Научный сетевой дискурс как тип текста : Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Моргун Наталья Леонидовна. Тюмень, 2002. − URL: https://elibrary.com.ua/m/files/get_file/1541.pdf (дата обращения: 10.05.2021).

9. Селютин А. А. Пространство и время в интернет-коммуникации: влияние постмодернизма / А. А. Селютин // Вест ник Челябинского гуманитарного университета, 2012. №6 (260). С. 122–124.

10. Смирнов Ф. О. Национально-культурные особенности электронной коммуникации на английском и русском языке : дис. . канд. филол. наук. / Смирнов Федор Олегович. Ярославль, 2004. 224 c.

11. Таланина А. А. Онлайн-лекция как жанр интернет-дискурса [Электронный ресурс] / А. А. Таланина // МИРС. 2018. №2. − URL: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-lektsiya-kak-zhanr-internet-diskursa (дата обращения: 14.05.2021).

12. Шпенюк И. Е. Научно-академический дискурс как институциональный тип дискурса [Электронный ресурс] / И. Е. Шпенюк // Известия Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. 2016. № 4 (97). С. 132-137. − URL: https://core.ac.uk/download/pdf/76002027.pdf (дата обращения: 10.05.2021).

13. Щербинина Ю.В. Педагогический дискурс: типическое и архетипическое [Электронный ресурс] / Ю. В. Щербинина // Наука и школа. 2010. №2. − URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-diskurs-tipicheskoe-i-arhetipicheskoe (дата обращения: 10.05.2021).


Для цитирования:


Панич Н.В. Дискурсивные характеристики моок-лекции как разновидности дистантной лекции в академическом интернет-дискурсе. Филологические науки в МГИМО. 2021;7(2):72-78. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2021-2-26-72-78

For citation:


Panich N.V. Mooc-lecture in digital academic discourse: key features. Philology at MGIMO. 2021;7(2):72-78. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2021-2-26-72-78

Просмотров: 25


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)