Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

Динамические свойства аннотаций к англоязычным произведениям художественной литературы

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2021-2-26-98-107

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена изучению динамических трансформационных процессов в современных англоязычных малоформатных текстах. Работа отражает результаты исследования, выполненного на материале 500 рекламных аннотаций к произведениям художественной литературы. Трансформационная динамика раскрывается в терминах лингвосинергетики – с опорой на динамико-системное представление эволюционных процессов в дискурсе аннотаций. В частности рассматриваются конвенциональные инвариантные дискурсивные свойства аннотаций, выявляются асистемные хаотизирующие элементы в таких текстах, анализируется способность дискурса аннотаций к функциональному синергизму и порождению бóльших смыслов, чем простая сумма значений единиц текста. Авторы приходят к выводу, что хаотизирующие колебания обнаруживаются на лексическом, структурном и содержательном уровнях текстовой организации. Проведённый анализ позволяет прогнозировать вектор развития прагма-семантического пространства аннотации в сторону рекламного дискурса. Современные тенденции к сокращению объёма вербальной коммуникации показывают, что перспектива дальнейшего изучения дискурса аннотации и других малоформатных текстов видится в разработке концепции прагма-семантического синергизма. Это связано с тем, что данное свойство дискурса особенно значимо для текстов, в которых необходимо компактно инкорпорировать немалое содержание. 

Об авторах

М. В. Черкунова
Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева
Россия

Черкунова Марина Владимировна – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английской филологии

443086, г. Самара, Московское шоссе, 34



Е. В. Пономаренко
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия

Пономаренко Евгения Витальевна – доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры английского языка № 4 

119454, г. Москва, пр. Вернадского, 76



Список литературы

1. Конькова Т.Ю. Формирование у школьников интереса к чтению классической художественной литературы как научно-педагогическая проблема / Т.Ю. Конькова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2017. № 1 (75). C. 152-158.

2. Кораблева Е.А. Экспрессивные синтаксические средства в англоязычных рекламных текстах для аудитории разных возрастных групп / Е.А. Кораблева, О.И. Алешина // Дискурс профессиональной коммуникации. 2019. № 1(2). С. 37- 49. DOI: https://doi.org/10.24833/2687-0126-2019-1-2-37-49

3. Кушнина Л.В. Текст научной аннотации в эпистемическом освещении / Л.В. Кушнина, С.К. Филипсон // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2020. № 2. C. 8-19.

4. Леденева С.Н. О дискурсивных свойствах рекламных текстов / С.Н. Леденева // Филологические науки в МГИМО. 2017. № 4 (12). С. 36-42. URL: https://philnauki.mgimo.ru/jour/article/view/6 (дата доступа 15.03.2021).

5. Мамонова Н.В. Лингвосинергетические особенности траекторий смыслового развития дискурса / Н.В. Мамонова // Когнитивные исследования языка. 2016. № 25. С. 841-846.

6. Москальчук Г.Г. Структурная организация и самоорганизация текста / Г.Г. Москальчук. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 1998. 240 с.

7. Пономаренко Е.В. О функциональной самоорганизации речевых средств в английском деловом дискурсе / Е.В. Поно маренко // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. 2013. № 5 (106). С. 80-84. URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/3382/3283 (дата доступа 11.04.2021)

8. Трубникова Н.В. Поведение потребителей в интернет-среде: поколение Z и его приоритеты / Н.В. Трубникова, А.В. Порудчикова // Коммуникология. 2018. № 3 (6). С. 93-103.

9. Тумина Л.Е. Аннотация / Л.Е. Тумина // Эффективная коммуникация: история, теория, практика: Словарь-справочник / Отв. ред. М.И. Панов. М.: Олимп, 2005. С. 936.

10. Харьковская А.А. Функциональная парадигма малоформатных англоязычных текстов / А.А. Харьковская // Материалы Международной лингвистической конференции «Язык – Текст – Дискурс: традиции и инновации, 21-23 сентября 2009 года». Ч. 2. Самара: Самарский университет, 2009. С. 14-19.

11. Храмченко Д.С. Синергизм персуазивной прагматики в английском дискурсе масс-медиа / Д.С. Храмченко, А.В. Радюк // Филологические науки в МГИМО. 2018. № 4(16). С. 38-44.

12. Черкунова М.В. Аннотация как вид малоформатного текста / М.В. Черкунова // Малоформатные тексты в различных типах англоязычного дискурса: сб. научн. ст. / Отв. ред. А.А. Харьковская, И.Б. Кравченко. Самара: Изд-во «Самара ма», 2019. С. 149-159.

13. Buckingham D. Digital Generations: Children, Young People, and the New Media / D. Buckingham, R. Willett. Routledge, 2013. 352 c.

14. Dombrovan T.I. Linguistic synergetics: origin, key concepts and application / T.I. Dombrovan // Записки з романо-германської філології. 2016. № 2 (37). P. 95-107.

15. Khramchenko D.S. Planning the functional field of business English discourse: linguosynergetic approach / D.S. Khramchenko // Вопросы прикладной лингвистики. 2015. no. 18. P. 151-163.

16. Khramchenko D.S. Functional-linguistic parameters of English professional discourse / D.S. Khramchenko // Professional Discourse & Communication. 2019. no. 1(1). P. 9-20. DOI: https://doi.org/10.24833/2687-0126-2019-1-1-9-20

17. Malakhova V.L. Functional properties of possessive nominations and their impact on the pragmatic and semantic systemity of the English discourse / V.L. Malakhova // 4th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Science and Arts SGEM 2017. Conference Proceedings, Book 3. Science and Society, Volume II. Psychology and Psychiatry. Language and Linguistics, 2017. P. 745-752. DOI: 10.5593/sgemsocial2017/32/S14.096

18. Malinowska A. Cultural materialism and popular processes of late modernity / A. Malinowska // A. Malinowska, K. Lebek (Eds.), Materiality and popular culture: The popular life of things. New York & London, Routledge, 2017. P. 13-24.

19. Micheli M. What is New in the Digital Divide? Understanding Internet Use by Teenagers from Different Social Backgrounds / M. Micheli // Communication and Information Technologies Annual. 2015. P. 55-87.

20. Olizko N.S. Semiotic and synergetic methods of text analysis / N.S. Olizko, N.V. Mamonova, M.A. Samkova // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Proceedings of the X International Conference. Chelyabinsk State University. 2020. P. 1056-1063.

21. Ponomarenko E.V. The notion of functional synergism in linguistics / E.V. Ponomarenko // 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2018 Proceedings. Austria, Vienna. Book 1 (5). 2018. P. 501-508.

22. Vedeneva Y.V. Minitexts of poetic titles as markers of the English cognitive paradigm / Y.V. Vedeneva, A.A. Kharkovskaya, V.L. Malakhova // Training, Language and Culture. 2018. no. 2(2). P. 26-39. DOI: 10.29366/2018tlc.2.2.2


Для цитирования:


Черкунова М.В., Пономаренко Е.В. Динамические свойства аннотаций к англоязычным произведениям художественной литературы. Филологические науки в МГИМО. 2021;7(2):98-107. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2021-2-26-98-107

For citation:


Cherkunova M.V., Ponomarenko E.V. Dynamic properties of abstracts to works of fiction in english. Philology at MGIMO. 2021;7(2):98-107. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2021-2-26-98-107

Просмотров: 45


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)