Инклюзивный потенциал сторителлинга при обучении иностранному языку
https://doi.org/10.24833/2410-2423-2022-1-30-80-93
Аннотация
Представленная статья посвящена вопросу применения сторителлинга – технологии обучения иностранному языку при помощи увлекательных историй – в рамках инклюзивной лингводидактики. Поясняется актуальность разработки вопросов инклюзивного образования, т.е. интеграции в процесс обучения учеников с разными индивидуальными особенностями, в частности ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В этой связи рассматриваются концепция когнитивных стилей обучения и теория множественного интеллекта Г. Гарднера, которые характеризуются как не вполне подходящие на роль общего фундамента методики обучения языку в инклюзивном классе. В качестве теоретического основания современного подхода к изучению иностранных языков принимается модель С. Крашена, подчёркивающая значение понятного инпута (входного материала) и эмоционального фильтра (психологического барьера) как ключевых факторов развития речевой компетенции. В свете этого последовательно раскрываются преимущества мультисенсорного (обращающегося к различным органам чувств) подхода к обучению языку, и в частности инклюзивный потенциал использования мультисенсорных рассказов и техники создания учениками собственных историй при поддержке учителя (сторибилдинга). Таким образом, сторителлинг рассматривается авторами статьи как универсальная технология формирования рецептивных и продуктивных навыков речевой деятельности на иностранном языке у всех людей, включая детей с ОВЗ. В работе содержатся методические рекомендации, касающиеся реализации технологии сторителлинга в инклюзивном классе, включая условия эффективного усвоения учебного материала учениками с особыми образовательными потребностями. Поясняется значение принципов скаффолдинга (поддержки учителя), взаимного сотрудничества, понятности инструкций, последовательности изложения материала, индивидуализации форм представления информации, эмоциональной вовлечённости и интеграции. На основе имеющихся теоретических трудов таких заслуженных деятелей в области психологии, специальной педагогики и лингводидактики, как Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, Дж. Эшер и С. Крашен, а также примеров из практики делается вывод о целесообразности градуального перехода от эксплицитного обучения к имплицитному в инклюзивном классе иностранного языка.
Об авторах
А. С. БовшикРоссия
Александр Сергеевич Бовшик – кандидат филологических наук, доцент кафедры лингводидактики и межкультурной коммуникации
127051, Россия, Москва, ул. Сретенка, 29
С. О. Гайворонская
Россия
Гайворонская Светлана Олеговна – бакалавр лингвистики, магистрант программы «Лингвистика» кафедры лингводидактикии межкультурной коммуникации
127051, Россия, Москва, ул. Сретенка, 29
Список литературы
1. Бовшик А.С. Достоевский в Твиттере: Лингводидактический взгляд на феномен твиттературы // Язык и текст, 2020, т. 7, № 1. С. 90–100.
2. Бовшик А.С. Особенности изобразительного материала и его интеграции в текст произведения (на примере романа Д. Коупленда “Generation X”) // Известия высших учебных заведений. Уральский регион, 2011, № 1. С. 80–83.
3. Бовшик А.С. Особенности поликодового постмодернистского дискурса (на материале романов Д. Коупленда “Generation X” и “Generation A”): диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. 2012. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 195 с.
4. Бовшик А.С. Проблема исправления ошибок в устной речи обучающихся в условиях реализации принципов теории свободного воспитания // Высшее образование для XXI века: проблемы воспитания. XIV Международная научная конференция. 14–16 декабря 2017 г. В двух частях. Доклады и материалы. Часть I. Москва: Изд-во Моск. гуманитун-т, 2017. С. 519–522.
5. Бовшик А.С. Факторы успешного освоения практической фонетики английского языка // Высшее образование для XXI века: ХIII Международная научная конференция. Москва, 8–10 декабря 2016 г. Доклады и материалы. Круглый стол «Оптимизация преподавания филологических дисциплин в вузе». Москва: Моск. гуманит. ун-т, 2016. С. 3–7.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Собр. соч. в шести томах. Т. 2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. С. 5–361.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Астрель, 2008. 670 с.
8. Иванова А.Я. Теоретико-методологические аспекты патопсихологии детского возраста. Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2020. 181 с.
9. Казаков Г.А. Методики скорого освоения языков: идеи, опыт и программа курса // Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2016, № 1. С. 169–176.
10. Пермякова М.Е. Психологические аспекты трудностей учения в школе. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 124 с.
11. Пономарева Г.Т. Инклюзивное образование в России // Педагогика высшей школы, 2017, № 2 (8). С. 59–62.
12. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986. 192 с.
13. Хорошун А.Ю. Реализация мультисенсорного подхода в современном педагогическом процессе обучения иностранным языкам // Интеграция и развитие научно-технического и образовательного сотрудничества – взгляд в будущее. Cборник статей II Междунар. научно-техн. конф. «Минские научные чтения – 2019» (г. Минск, 11–12 декабря 2019 г.). Т. 1. Минск: БГТУ, 2020. С. 136–139.
14. Amayo J. et al. Twelve tips for inclusive teaching // MedEdPublish, 2021, vol. 10, no. 81. P. 1–15. DOI: 10.15694/mep.2021.000081.1
15. Asher J. Learning Another Language Through Actions. Los Gatos: Sky Oaks Productions, 1996. 331 p.
16. Asher J., Silvers M. How to TPR abstractions: the critical role of imagination // The Journal of the Imagination in Language Learning and Teaching. New Jersey City University, ERIC, 2003. P. 56–61.
17. Baines L. A Teacher’s Guide to Multisensory Learning: Improving Literacy by Engaging the Senses. Alexandria: Association for Supervision and Curriculum development, 2008. 144 p.
18. Coffield F. Learning styles: unreliable, invalid and impractical and yet still widely used // Bad Education: Debunking Myths in Education. New York: Open University Press, 2012. P. 215–230.
19. Coffield F. et al. Learning Styles and Pedagogy in Post-16 Learning: a Systematic and Critical Review. London: Learning and Skills Research Centre, 2004. 173 p.
20. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment. Cambridge University Press. 260 p. URL: https://rm.coe.int/1680459f97 (дата обращения: 25.11.2021).
21. Decker B. Body Language: The Effectiveness of Total Physical Response Storytelling in Secondary Foreign Language Instruction. Macalester College, 2008. 12 p.
22. Dowling J. Therapeutic storytelling with children in need // Using Storytelling to Support Children and Adults with Special Needs. London, New York: Routledge, 2017. P. 11–17.
23. Fuller C. Multi-sensory stories in story-packs // Using Storytelling to Support Children and Adults with Special Needs. London, New York: Routledge, 2017. P. 72–77.
24. Fuller C. Tactile stories: a do-it-yourself manual // Resources for Learning Difficulties. London: Bag Books, 1990. 157 p.
25. Garczynski M. Teaching Proficiency through Reading and Storytelling: Are TPRS Students More Fluent in Second Language Acquisition than Audio Lingual Students? Chapman University, 2003. 105 p.
26. Grove N. Using Storytelling to Support Children and Adults with Special Needs: Transforming Lives through Telling Tales. London, New York: Routledge, 2017. 136 p.
27. Haier R. The Neuroscience of Intelligence. New York: Cambridge University Press, 2017. 346 p.
28. Housen A., Kuiken F. Complexity, accuracy, and fluency in second language acquisition // Applied Linguistics, 2009, vol. 3, no. 4. P. 461–473. DOI: 10.1093/applin/amp048
29. James W., Gardner D. Learning styles: implications for distance learning // New Directions for Adult and Continuing Education, 1995, 67. P. 19–31.
30. Jennings S. Healing stories with children at risk: the story building approach // Using Storytelling to Support Children and Adults with Special Needs. London, New York: Routledge, 2017. P. 18–24.
31. Krashen S. Principles and Practice in Second Language Acquisition. Oxford: Pergamon Press, 1982. 202 p.
32. Krashen S. Second Language Acquisition and Second Language Learning. Oxford: Pergamon Press, 1981. 150 p.
33. Krashen S. The input hypothesis and its rivals // Implicit and Explicit Learning of Languages (N. Ellis ed.). London: Academic Press, 1994. P. 45–77.
34. Krashen S., Terrel T. The Natural Approach: Language Acquisition in the Classroom. Toronto: Prentice Hall Europe, 1998. 191 p.
35. Krashen S. The Power of Reading: Insights from the Research. Devon: Libraries Unlimited, 2004. 214 p.
36. Larsen-Freeman D., Anderson M. Techniques and Principles in Language Teaching. 3rd ed. Oxford: Oxford University Press, 2011. 318 p.
37. Paivio A. Imagery and Verbal Processes. New York: Holt, Rinehart, and Winston, 1971. 596 p.
38. Pritchard A. Learning styles // Ways of Learning: Learning Theories and Learning Styles in the Classroom. New York: Routledge, 2014. P. 46–65.
39. Pulvermüller F., Fadiga L. Active perception: sensorimotor circuits as a cortical basis for language // Nature Reviews Neuroscience, 2010, 11. P. 351–360. DOI: 10.1038/nrn2811
40. Rebuschat P. (ed.) Implicit and Explicit Learning of Languages. Lancaster: John Benjamins Publishing Company, 2015. 489 p. DOI: 10.1075/sibil.48
41. Reese E. et al. Children’s oral narrative and reading skills in the first 3 years of reading instruction // Reading and Writing, 2010, vol. 23, no. 6. P. 627–644. DOI: 10.1007/s11145-009-9175-9
42. Riener C., Willingham D. The myth of learning styles // Change: The Magazine of Higher Learning, 2010, vol. 42, no. 5. P. 32–35. DOI: 10.1080/00091383.2010.503139
43. Webb S. Learning word pairs and glossed sentences: the effects of a single context on vocabulary knowledge // Language Teaching Research, 2007, vol. 11, no. 1. P. 63–81. DOI: 10.1177/1362168806072463
44. Young H. et al. Multi-sensory storytelling as an aid to assisting people with profound intellectual disabilities to cope with sensitive issues: a multiple research methods analysis of engagement and outcomes // European Journal of Special Needs Education, 2011, 26. P. 127–142.
Рецензия
Для цитирования:
Бовшик А.С., Гайворонская С.О. Инклюзивный потенциал сторителлинга при обучении иностранному языку. Филологические науки в МГИМО. 2022;8(1):80-93. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2022-1-30-80-93
For citation:
Bovshik A., Gaivoronskaya S. Storytelling in the Inclusive L2 Classroom. Linguistics & Polyglot Studies. 2022;8(1):80-93. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2022-1-30-80-93