Тематика полиглотии сквозь года: данные круглых столов с 2013 г.
https://doi.org/10.24833/2410-2423-2022-3-32-10-24
Аннотация
Данная работа представляет собой обзор круглых столов по вопросам полиглотии с 2013 по 2022 г. Отправной точкой статьи является круглый стол «Polyglottery and Education» («Полиглотия и образование»), прошедший в рамках международной конференции “Multilingual Proficiency: Language, Polyglossia and Polyglottery” («Многоязычные знания: язык, полиглоссия и полиглотия») в Нью-Йорке в 2013 году. Это событие имеет большое значение как первая научная дискуссия о полиглотии, в которой приняли участие как авторитетные лингвисты, так и широко известные полиглоты со всего мира. Кроме того, данный форум предвозвестил начало современного периода развития полиглотии как общественного движения и направления исследований, подтверждением чему служит появление регулярных научных публикаций на эту тему. Вопросы дискуссии 2013 года также являются основой для сравнения с проблематикой последующих круглых столов. Данными для сравнения служат материалы дискуссий, проведённых, с одной стороны, в рамках Съездов (Polyglot Gathering) и Конференций полиглотов (Polyglot Conference), в которых полиглоты являются субъектами процесса изучения языков, а с другой – в рамках научных конференций, где они предстают в качестве объекта исследований. Таким образом, даётся перспектива как от первого, так и от третьего лица. Вслед за представлением информации о вышеупомянутых событиях следует заключение относительно динамики дискуссий о полиглотии за прошедшие годы. Исследование показывает, что полиглотия стала более популярной темой в научном дискурсе. Помимо этого, отмечается, что проблематика нью-йоркского круглого стола 2013 года (определение полиглота, эффективные методики овладения языком и т.п.) получила продолжение на последующих форумах и сохраняет актуальность среди полиглотов до сих пор. В то же время программа дискуссий пополнилась и новыми темами (использование интернет-платформ для овладения языком, изучение нескольких языков одновременно, воспитание многоязычных детей и др.), что может отражать постоянные и изменчивые элементы в структуре интересов сообщества полиглотов.
Об авторе
С. Л. КулаковРоссия
Степан Леонидович Кулаков – бакалавр лингвистики, выпускник
111395, Москва, ул. Юности, 5
Список литературы
1. Arguelles A. The price of polyglottery: the case for establishing a Polyglot Institute // International Conference on Multilingual Proficiency: Language, Polyglossia and Polyglottery / W. Finke & L. Ashley eds. New York: The American Society of Geolinguistics, 2016. P. 1–14.
2. Бигулов А. Проект «10 языков за 1000 дней» и эксперимент по созданию индивидуального речевого курса // Теория речевой деятельности: вызовы современности. Материалы XIX Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации / отв. ред. Е. Ф. Тарасов. М.: Канцлер, 2019. С. 244–245.
3. Bishowkarma A. Geolinguistics movement in the Himalayan range of Nepal // Филологические науки в МГИМО, 2022, т. 8, № 2. P. 145–146. DOI: 10.24833/2410-2423-2022-2-31-145-146
4. Britsyna N. Some ideas on diversity, inclusion and metaphorization in polyglot studies // Филологические науки в МГИМО, 2021, т. 7, № 5. P. 119–120. DOI: 10.24833/2410-2423-2021-5-29-119-120
5. How hyperpolyglots learn languages. Polyglot Gathering 2014 in Berlin, 16.04.2014. URL: https://www.youtube.com/watch?v=s-DIJPIZypU&feature=youtu.be (дата обращения 09.08.2022)
6. Ivushkina T. The making of the MGIMO linguistics journal: from philology to polyglot studies // Филологические науки в МГИМО, 2021, т. 7, № 5. P. 113–114. DOI: 10.24833/2410-2423-2021-5-29-113-114
7. Jouravlev O. The small and efficient language network of polyglots and hyper-polyglots / O. Jouravlev, Z. Mineroff, I. Blank, E. Fedorenko // Cerebral Cortex, 2021, vol. 31, no. 1. P. 62–76. DOI: 10.1093/cercor/bhaa205
8. Kazakov G. Polyglottery as a science // International Conference on Multilingual Proficiency: Language, Polyglossia and Polyglottery / W. Finke & L. Ashley eds. New York: The American Society of Geolinguistics, 2016. P. 133–137.
9. Казаков Г.А. Международный симпозиум по языковому образованию, полиглотии и геолингвистике (г. Москва, 27– 28 августа 2018 г.) // Вопросы психолингвистики, 2018, №3 (37). С. 176–178.
10. Казаков Г.А. Конференция полиглотов 2018 г. в Любляне // Вопросы психолингвистики, 2018, №4 (38). С. 228–231.
11. Казаков Г.А. Сколько нужно инпута для овладения языком: данные детской речи, корпусной лингвистики и полиглотии // Теория речевой деятельности: вызовы современности. Материалы XIX Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации / отв. ред. Е. Ф. Тарасов. М.: Канцлер, 2019. С. 245–246.
12. Казаков Г.А. Конференция полиглотов 2019 г. в Фукуоке // Вопросы психолингвистики, 2019, №4 (42). P. 192–195.
13. Kazakov G. Research on polyglottery: sources of data // EDULEARN21 Proceedings. 2021. P. 8290–8296. DOI: 10.21125/ edulearn.2021.1670
14. Kazakov G. 1st International Seminar on Linguistics & Polyglot Studies // Филологические науки в МГИМО, 2021, т. 7, № 5. P. 111–112. DOI: 10.24833/2410-2423-2021-5-29-111-112
15. Kazakov G. Polyglot studies in spring 2022 // Филологические науки в МГИМО, 2022, т. 8, № 2. P. 138–142. DOI: 10.24833/2410-2423-2022-2-31-138-142
16. Kitabayashi H. Geolinguistics and polyglot studies at the service of peace // Филологические науки в МГИМО, 2022, т. 8, № 2. P. 143–144. DOI: 10.24833/2410-2423-2022-2-31-143-144
17. Larsson M. Achieving high levels of fluency in foreign languages through different methods: two examples from a first person perspective // Теория речевой деятельности: вызовы современности. Материалы XIX Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации / отв. ред. Е. Ф. Тарасов. М.: Канцлер, 2019. P. 250.
18. Макаров А. Подходы к развитию навыков устной речи по данным Съезда полиглотов 2018 г. // Теория речевой деятельности: вызовы современности. Материалы XIX Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации / отв. ред. Е. Ф. Тарасов. М.: Канцлер, 2019. С. 247–248.
19. Макаров А. Развитие навыков устной речи при изучении иностранного языка и культуры (на материале докладов Съездов полиглотов 2017–2018 гг.). Московский гуманитарный университет, 2019. 70 с.
20. Memorandum of the International Symposium on Language Education, Polyglottery and Geolinguistics (Moscow, August 27–28, 2018) // Филологические науки в МГИМО, 2021, т. 7, № 4. P. 91.
21. Multilingual learning. Polyglot Gathering 2020 Online, 30.05.2020. URL: https://www.youtube.com/watch?v=HmR7WFibDns&feature=youtu.be (дата обращения 09.08.2022)
22. Никуличева Д.Б. Речевой мониторинг и моделирование ресурсных состояний в изучении языка // Теория речевой деятельности: вызовы современности. Материалы XIX Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации / отв. ред. Е. Ф. Тарасов. М.: Канцлер, 2019. С. 248–249.
23. Nikulicheva D. Comments on the place of polyglottery studies in Russian psycholinguistics // Филологические науки в МГИМО, 2021, т. 7, № 5. P. 115–116. DOI: 10.24833/2410-2423-2021-5-29-115-116
24. Nikulicheva D. Waves of intensity in language learning: polyglot Alan Bigulov’s project “10 languages in 1,000 days” // Signo, 2022, vol. 47, no. 88. P. 126–133. DOI: 10.17058/signo.v47i88.17394
25. Ó Riain S. Latest trends in multilingualism, language policy and language education in Ireland and in Europe // Филологические науки в МГИМО, 2021, т. 7, № 5. P. 117–118. DOI: 10.24833/2410-2423-2021-5-29-117-118
26. Polese E. Interactive multilingual lessons: a polyglot’s perspective // New Perspectives in Psycholinguistic Research: Language, Culture, Technologies. Online 12th ISAPL International Congress. June 3–5, 2021. Book of Abstracts / L. Scliar-Cabral et al. eds. ISAPL, 2021. P. 185–186.
27. Polyglots and academia. Polyglot Conference 2017 in Reykjavik, 27–29.10.2017. URL: https://www.youtube.com/watch?v=VoaPohUJ34g&feature=youtu.be (дата обращения 09.08.2022)
28. Polyglots at work. Polyglot Conference 2015 in New York, 10–11.10.2015. URL: https://www.youtube.com/watch?v=BIiQuHOqRyc&feature=youtu.be (accessed дата обращения 09.08.2022)
29. Polyglot Gathering. Program Book. Bratislava, 30th May – 3rd June 2018. [Bratislava, 2018]. 88 p.
30. Raising multilingual children. Polyglot Gathering 2020 Online, 29.05.2022. URL: https://www.youtube.com/watch?v=f1-raTRrrrs&feature=youtu.be (дата обращения 09.08.2022)
31. Российская психолингвистика: итоги и перспективы. Материалы XX Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М.: Из-во РУДН, 2022. 198 с.
32. Round table discussion on polyglottery and education (New York, 2013) // Филологические науки в МГИМО, 2021, т. 7, № 4. P. 74–90. DOI: 10.24833/2410-2423-2021-4-28-74-90
33. State of the industry: language-learning publishing today. Polyglot Conference 2015 in New York, 10–11.10.2015. URL: https://www.youtube.com/watch?v=0YseYlUNx4M&feature=youtu.be (дата обращения 09.08.2022)
Рецензия
Для цитирования:
Кулаков С.Л. Тематика полиглотии сквозь года: данные круглых столов с 2013 г. Филологические науки в МГИМО. 2022;8(3):10-24. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2022-3-32-10-24
For citation:
Kulakov S.L. Polyglot agenda over the years: data of round table discussions since 2013. Linguistics & Polyglot Studies. 2022;8(3):10-24. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2022-3-32-10-24