Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

Образ полиглота глазами студентов МГИМО

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2022-3-32-47-57

Аннотация

В настоящей статье представлено социологическое исследование по выявлению особенностей, характеризующих восприятие студентами феномена полиглотии. Целью исследования было дать более чёткое описание тех качеств, которые ассоциируются у студентов с полиглотами. Исследователи использовали метод фокус-группы и проектные техники (свободных и направленных ассоциаций, персонализации, персонификации и манипуляции с предметами) в дискуссии с участием студентов МГИМО для проведения более искренней, но одновременно и инструментальной беседы. В результате были выявлены особые характеристики, которые в сознании студентов ассоциируются с полиглотами. Обнаружено, что полиглоты воспринимаются в исключительно положительном свете как образованные, компетентные и тактичные люди, представляющие собой привлекательную модель для подражания. При этом данные ассоциации во многом сформированы под влиянием феномена «неосознанной полиглотии» – состояния, связанного с тем, что многоязычие является частью повседневной жизни для данной социальной группы. Студенты МГИМО обладают неосознанной привычкой воспринимать иностранные языки не только на занятиях, но и в менее формальной обстановке, поэтому уникальным образом связаны с явлением полиглотии. Данный университет был выбран в качестве объекта исследований из-за его упоминания в «Книге рекордов Гиннеса» как учебного заведения, где преподаётся наибольшее количество языков в мире (53). Кроме того, в статье представлен обзор литературы, посвящённой социологическому изучению полиглотии (в частности работы Л. Херлеви и А. Аргуэльеса). Анализируются их цели, результаты и ограничения. Данные работы используют количественную методику социологических исследований, в то время как настоящая статья относится к качественной стратегии, которая представляется особенно эффективной для изучения феномена полиглотов и полиглотии. Ближайшая перспектива исследования связана с описанием социологических и психологических особенностей восприятия того или иного иностранного языка при выборе его в качестве предмета изучения.

Об авторах

А. В. Виролайнен
MGIMO University
Россия

Алиса Витальевна Виролайнен – студентка факультета международной журналистики

119454, Москва, пр. Вернадского, 76



Н. С. Коваленко
MGIMO University
Россия

Николай Сергеевич Коваленко – студент факультета международной журналистики

119454, Москва, пр. Вернадского, 76



Д. С. Комаров
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия

Дмитрий Сергеевич Комаров – студент факультета международной журналистики

119454, Москва, пр. Вернадского, 76



Список литературы

1. Arguelles A. The character traits of polyglots: what can be learned from and about polyglots for sustainable foreign language learning and education? // Sustainable Development and Social Responsibility / A. Al-Masri & Y. Al-Assaf eds. Vol. 2. Cham: Springer, 2020. P. 295–307. DOI: 10.1007/978-3-030-32902-0_32

2. Herlevi L. Polyglot Identities: Cultural Negotiations, Linguistic Ties and Social Belongings of Avid Language Learners. University of Helsinki, 2020. 122 p.

3. Kazakov G. Developments in language education, polyglottery and geolinguistics // Филологические науки в МГИМО, 2021, т. 7, № 4. P. 9–13. DOI: 10.24833/2410-2423-2021-4-28-9-13

4. Kazakov G. Polyglot studies in spring 2022 // Филологические науки в МГИМО, 2022, т. 8, № 2. P. 138–142. DOI: 10.24833/2410-2423-2022-2-31-138-142

5. Kvale S. Interview Views: an Introduction to Qualitative Research Interviewing. Thousand Oaks: Sage Publications, 1996. 326 p.

6. Маслова С. Роли модератора фокус-групп. Возможности и границы // Практический маркетинг, 2001, № 9. URL: https://www.cfin.ru/press/practical/2001-09/02.shtml (дата обращения 06.07.2022)

7. Most languages taught in an academic institution. The Guinness World Records. URL: https://guinnessworldrecords.com/world-records/most-languages-taught-in-an-academic-institution (дата обращения 06.07.2022)

8. Никуличева Д.Б. Круглый стол «Исследование проблем полиглотии: теоретический анализ и практика» // Вопросы психолингвистики, 2022, № 2 (52). С. 145–149. DOI: 10.30982/2077-5911-2022-52-2-145-149

9. Ritchie J., Lewis J. Qualitative Research Practice. A Guide for Social Science Students and Researchers. London: Sage Publications, 2013. 336 p.

10. Российская психолингвистика: итоги и перспективы (1966–2021) / научн. ред. И. А. Стернин, Н. В. Уфимцева, Е. Ю. Мягкова. М.: Институт языкознания – ММА, 2021. 626 с. DOI: 10.30982/978-5-6045633-7-3

11. Round table discussion on polyglottery and education (New York, 2013) // Филологические науки в МГИМО, 2021, т. 7, № 4. P. 74–90. DOI: 10.24833/2410-2423-2021-4-28-74-90

12. Thurman J. The mystery of people who speak dozens of languages // The New Yorker, 2018, September 3. URL: https://www.newyorker.com/magazine/2018/09/03/the-mystery-of-people-who-speak-dozens-of-languages (дата обращения 06.07.2022)


Рецензия

Для цитирования:


Виролайнен А.В., Коваленко Н.С., Комаров Д.С. Образ полиглота глазами студентов МГИМО. Филологические науки в МГИМО. 2022;8(3):47-57. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2022-3-32-47-57

For citation:


Virolainen A.V., Kovalenko N.S., Komarov D.S. The image of a polyglot through the eyes of MGIMO students. Linguistics & Polyglot Studies. 2022;8(3):47-57. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2022-3-32-47-57

Просмотров: 478


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)
ISSN 2782-3717 (Online)