Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

Гендерные асимметрии категории «внешность» в английском языке (на примере анализа атрибутивно-именных словосочетаний с ядерными лексемами «man» и «woman»)

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2024-1-38-73-85

Аннотация

Актуальность данной статьи определяется всевозрастающим интересом к асимметриям гендерно-чувствительных категорий, таких как “внешность” или “красота”. В данной статье рассматривается история, проблемы и приводятся подробные результаты современных исследований в этой области. Долгое время категория  “внешности” рассматривалась как гендерно неоднозначная и асимметричная, более часто соотносимая с женскими полом, нежели с мужчинами. Сегодня учёные-лингвисты приводят подтверждения гипотезы о том, что представления о внешности и красоте преимущественно связаны с женщинами, а это приводит ко множеству общественных и личных сложностей. Некоторые современные исследователи даже считают, что концепция красоты используется в качестве идеализированной установки, которая поддерживает чувства недовольства и самокритики у женщин. Наше исследование представляет собой попытку оценить объективность этой гипотезы на практике на основе данных семантического анализа словосочетаний с ядерными лексемами “man” и “woman”. Из текстов, представленных в Британском Национальном Корпусе, были извлечены номинативные словосочетания, относящиеся к категории внешности, общим количеством 2814. В процессе сплошной выборки были выделены три подкатегории: параметрические характеристики внешности, общие характеристики и оценки. Метод сравнительного анализа позволил нам сделать заключение относительно степени обоснованности предположений об асимметричности категории внешности в английском языке. Анализ проводился в два этапа: первый этап предполагал общее сравнение количества и семантической природы атрибутивно-номинативных словосочетаний с ядерными лексемами “man” и “woman”. На втором этапе был проведён коннотативный анализ семантики номинативных конструкций в контексте положительных и отрицательных характеристик внешности женщин и мужчин. Сводные данные, полученные в ходе данного исследования, позволили нам представить надёжные научно обоснованные выводы об объективных характеристиках категории внешности. В исследовании ставится под сомнение широко распространённое убеждение о том, что категория внешности гендерно асимметрична, и предлагается рассматривать её как существенную андрогенную характеристику, значимую как для мужчин, так и для женщин.

Об авторе

Л. П. Мурашова
Кубанский Государственный Технологический Университет
Россия

Мурашова Людмила Павловна  – кандидат филологических наук, доцент кафедры Иностранных языков № 1

350072г. Краснодар, Московская, д. 2



Список литературы

1. Барчунова Т.В. Сексизм в букваре / Т.В. Барчунова // ЭКО: Экономика и организация пром. пр-ва. Новосибирск, 1995. № 3. С. 133−155.

2. Вул С.М. Теоретические предпосылки диагностирования половой принадлежности автора документа / С.М. Вул, А.П. Мартынюк // Современное состояние и перспективы развития традиционных видов криминалистической экспертизы. М., 1987. С. 105−112.

3. Горошко Е.И. Особенности мужского и женского речевого поведения (психолингвистический анализ): aвтореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.19 / Е.И. Горошко. М., 1996. 26 с.

4. Гукосьянц О.Ю. Диагностика гендерной идентичности участников чат-коммуникации на основе анализа англоязычных никнеймов / О.Ю. Гукосьянц, Л.М. Хачересова // Вестник Пятигорского государственного университета. 2013. № 4. С. 69−75.

5. Дубовский Ю.А. Проблемы межкультурного общения: гендерный аспект / Ю.А. Дубовский, Н.Л. Грейдина // Коммуникация: теория и практика в различных социальных контекстах: материалы международной научно-практической конференции. Пятигорск, 2002. С. 54−57.

6. Земская Е.А. Особенности мужской и женской речи / Е.А. Земская, М.А. Китайгородская, Н.Н. Розанова // Русский язык в его функционировании под ред. Е.А. Земской и Д.Н. Шмелева. М., 1993. С. 90−136.

7. Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты / А.В. Кирилина. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1999. 189 с.

8. Леонтьева А.А. Стереотипы мужских и женских качеств в речи авторов – мужчин и женщин / А.А. Леонтьева, А.П. Мартынюк. Харьков: Изд-во ХГУ, 1989. 9 с.

9. Ольшанский И.Г. Гендерные исследования как одно из направлений социолингвистики / И.Г. Ольшанский // Проблемы социолингвистики и многоязычия. М., 1997. № 1. С.32−34.

10. Толстокорова А.В. Гендерно–чувствительная реформа языка как элемент глобальной социальной политики: опыт международного женского движения / А.В. Толстокорова // Журнал исследований социальной политики. М., 2005. Т. 3, № 1. C. 87−110.

11. Brumberg, J. The body project. An intimate history of American girls. New York: Knopf Doubleday Publishing Group, 2010. 336 p.

12. Cameron, D. Rethinking language and gender studies: some issues for the 1990s // Language and Gender: interdisciplinary perspectives. ed. by Harlow, S.M..: Longman, 1995, p. 31–44.

13. Coates, J. Women, men and language. 3rd edn. Harlow: Longman, 2004. 245 p.

14. Engeln, R. Beauty sick. How the cultural obsession with appearance hurts girls and women. New York: HarperCollins, 2017, 400 p.

15. Etcoff, N. Survival of the prettiest: The science of beauty. New York: Doubleday, Beauty, Personal, 1999, 325 p.

16. Fishman, P. Interaction: The work women do // Language, gender and society. ed. by Thorne B., Kramarae C. and Henley N., 1983, p.p. 89–102.

17. Gray, J. Men are from Mars, women are from Venus: A practical guide for improving communication and getting what you want in your relationship. New York: Harper Collins, 1992, 286 p.

18. Jespersen, O. Language, its nature, development and origin. London: G. Allen and Unwin, 1922, 448 p.

19. Spender, D. Man made language. London: Routledge and Kegan Paul, 1980, 268 p.

20. Tannen, D. You just don’t understand: Women and men in conversation. New York: Morrow, 1990, 330 p.

21. West, C., Zimmerman D. H. Sex roles, interruptions and silences in conversation // Thorne. ed. by B. and N. Henley, 1975, p. 105–129.

22. Whitefield-Madrano, A. A. face value. The hidden ways beauty shapes women’s lives. New York: Simon & Schuster, 2016, 275 p.

23. Wolf, N. The beauty myth. How images of beauty are used against women. New York Harper Collins, 2002, 348 p.


Рецензия

Для цитирования:


Мурашова Л.П. Гендерные асимметрии категории «внешность» в английском языке (на примере анализа атрибутивно-именных словосочетаний с ядерными лексемами «man» и «woman»). Филологические науки в МГИМО. 2024;10(1):73-85. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2024-1-38-73-85

For citation:


Murashova L.P. Gender asymmetries of the category “appearance” in the English language (based on the analysis of attributive-nominal word combinations with the core lexemes “man” and “woman”). Linguistics & Polyglot Studies. 2024;10(1):73-85. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2024-1-38-73-85

Просмотров: 406


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)
ISSN 2782-3717 (Online)