Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

Поддержание языка у полиглотов с точки зрения динамической модели многоязычия: результаты исследования

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2024-3-40-10-35

Аннотация

Цель данной статьи заключается в том, чтобы пролить свет на две недостаточно изученные области исследований: полиглотизм и поддержание языка у мультилингвов с психолингвистической точки зрения. Теоретической основой при рассмотрении второй из этих тем является динамическая модель многоязычия Хердины и Йесснер (2002) в свете холистического подхода и теории сложных динамических систем. Обсуждается проблема употребления терминов «мультилингв», «полиглот» и «гиперполиглот» и предлагается новое определение термина «полиглот». Также рассматриваются такие термины, как «любитель языка» и «языковой энтузиаст». Вниманию представляются некоторые результаты диссертационного исследования автора (2020), данные для которого были собраны у участников двух международных полиглотических форумов 2016 и 2017 годов с помощью анкеты и полуструктурированного экспертного интервью. Было опрошено 18 полиглотов, среди которых такие известные полиглоты, как Р. Симкотт, А. Аргуэльес, Х. Абадзи, Л. Лампариелло и Э. Полезе. Приводятся примеры высказываний участников исследования в виде отрывков из интервью, а также иллюстрации того, что поддержание языка требует значительных усилий – как энергии, так и времени − со стороны обучающегося. Описывается воспринимаемая важность, которую полиглоты придают поддержанию языка. У опытных практиков изучения языков, каковыми являются полиглоты, было выявлено эмерджентное свойство, а именно эффективное оркестрирование стратегиями усвоения, поддержания и использования языка. Впервые были классифицированы стратегии поддержания языка: это стратегии, которые направлены на максимизацию использования языка и минимизацию усилий по поддержанию языка. Было обнаружено, что в поддержании языка важную роль играют эмоциональные, метакогнитивные и психологические факторы. Особое внимание было уделено любви к языкам и мотивации как наиболее влиятельным факторам.

Об авторе

К. Пеллегрини

Италия

Клаудия Пеллегрини – PhD, преподаватель английского языка и координатор многоязычной программы в лицее в Италии. Ранее была членом исследовательской группы DyME (Dynamics of Multilingualism with English)



Список литературы

1. Allgäuer-Hackl, E., & Pellegrini, C. Mehrsprachiges lernen: Die Rolle von Spracherhalt und Sprachenmanagement. Mehrsprachensensibel? Monolinguale Sprachenpolitik trifft auf mehrsprachige Praxis (P. Herdina et al. eds.). Innsbruck: Innsbruck University Press, 2019. P. 64–87.

2. Argüelles, A. The price of polyglottery: The case for establishing a polyglot institute. International Conference on Multilingual Proficiency: Language, Polyglossia and Polyglottery (W. Finke & L. Ashley eds.). New York: The American Society of Geolinguistics, 2016. P. 1–13.

3. Canagarajah, A.S. Translingual Practice: Global Englishes and Cosmopolitan Relations. London: Routledge, 2013. 224 p.

4. De Angelis, G., & Jessner, U. Writing across languages in a bilingual context: A Dynamic Systems Theory approach. L2 Writing Development: Multiple Perspectives (R. M. Manchón ed.). Berlin: De Gruyter Mouton, 2012. P. 47–68.

5. Dovchin, S., & Lee, J.W. Introduction to special issue: ‘The ordinariness of translinguistics’. International Journal of Multilingualism, 2019, vol. 16, no. 2. P. 105–111. DOI: 10.1080/14790718.2019.1575831.

6. Erard, M. Babel No More: The Search for the World’s Most Extraordinary Language Learners. New York: Free Press, 2012. 306 p.

7. Griffiths, C. The Strategy Factor in Successful Language Learning: The Tornado Effect. 2nd ed. Bristol: Multilingual Matters, 2018. 263 p. DOI: 10.21832/9781783099757.

8. Herdina, P., & Jessner, U. A Dynamic Model of Multilingualism: Perspectives of Change in Psycholinguistics. Clevedon: Multilingual Matters, 2002. 182 p.

9. Hobbs, R.D. The Global Child: How Experts Would Change Education: Research-Based Acquisition of Languages. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016. 316 p.

10. Hudson, R. Word grammar, cognitive linguistics, and second language learning and teaching. Handbook of Cognitive Linguistics and Second Language Acquisition (P. Robinson & N. Ellis eds.). New York: Routledge, 2008. P. 89–113.

11. Hufeisen, B., & Jessner, U. Learning and teaching multiple languages. Handbook of Foreign Language Communication and Learning (K. Knapp et al. eds.). De Gruyter Mouton, 2009. P. 109–137. DOI: 10.1515/9783110214246.1.109.

12. Hyltenstam, K. The polyglot – an initial characterization on the basis of multiple anecdotal accounts. Advanced Proficiency and Exceptional Ability in Second Languages (K. Hyltenstam ed.). Boston: De Gruyter Mouton, 2018. P. 215–240.

13. Hyltenstam, K. Polyglotism. A synergy of abilities and predispositions. High-Level Language Proficiency in Second Language and Multilingual Contexts (K. Hyltenstam et al. eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 2018. P. 170–195. DOI: 10.1017/9781316809686.008.

14. Jessner, U. A DST model of multilingualism and the role of metalinguistic awareness. The Modern Language Journal, 2008, vol. 92, no. 2. P. 270–283. DOI: 10.1111/j.1540-4781.2008.00718.x.

15. Kazakov, G. Polyglottery as a science. International Conference on Multilingual Proficiency: Language, Polyglossia and Polyglottery (W. Finke & L. Ashley eds.). New York: The American Society of Geolinguistics, 2016. P. 133–137.

16. Kazakov, G. Research on polyglottery: sources of data. EDULEARN21 Proceedings. 2021. P. 8290–8296. DOI: 10.21125/edulearn.2021.1670.

17. Kemp, C. Defining multilingualism. The Exploration of Multilingualism: Development of Research on L3, Multilingualism and Multiple Language Acquisition (L. Aronin & B. Hufeisen eds.). Amsterdam: John Benjamins, 2009. P. 11–26. DOI: 10.1075/aals.6.02ch2.

18. Kusters, A., et al. Beyond languages, beyond modalities: transforming the study of semiotic repertoires. International Journal of Multilingualism, 2017, vol. 14, no. 3. P. 219–232. DOI: 10.1080/14790718.2017.1321651.

19. Pellegrini, C. What Polyglots Can Teach Us. Language Maintenance in Multilinguals from a Dynamic Model of Multilingualism Perspective. University of Innsbruck, 2020. 372 p.

20. Reiterer, S.M. Brain and language talent: A synopsis. Language Talent and Brain Activity (G. Dogil & S. M. Reiterer eds.). Berlin: De Gruyter Mouton, 2009. P. 155–191. DOI: 10.1515/9783110215496.

21. Richards, K. Interviews. Qualitative Research in Applied Linguistics: A Practical Introduction (J. Heigham & R. A. Croker eds.). Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2011. P. 182–199.

22. Sankó, G. In quest of the polyglot recipe: Lessons for the everyday language learner. Studies in Honour of Marianne Nikolov (J. Horváth & P. Medgyes eds.). Pécs: Lingua France Csoport, 2014. P. 303–315.

23. Todeva, E., & Cenoz, J. Multilingualism: Emic and etic perspectives. The Multiple Realities of Multilingualism: Personal Narratives and Researchers’ Perspectives (E. Todeva & J. Cenoz eds.). New York: De Gruyter Mouton, 2009. P. 1–32. DOI: 10.1515/9783110224481.1.


Рецензия

Для цитирования:


Пеллегрини К. Поддержание языка у полиглотов с точки зрения динамической модели многоязычия: результаты исследования. Филологические науки в МГИМО. 2024;10(3):10-35. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2024-3-40-10-35

For citation:


Pellegrini C. Language Maintenance in Polyglots from a Dynamic Model of Multilingualism Perspective: Research Results. Linguistics & Polyglot Studies. 2024;10(3):10-35. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2024-3-40-10-35

Просмотров: 365


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)
ISSN 2782-3717 (Online)