Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

ФУНКЦИИ НАЗВАНИЙ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2018-2-14-33-39

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена научному освещению проблемы номинации периодических изданий, одной из частных задач которой является установление роли названий газет и журналов в процессе коммуникации. Последняя исследовательская задача решается с опорой на два основополагающих положения: во-первых, в статье подчёркивается антиномичный коммуникативный статус названий газет и журналов. В процессе коммуникативной интеракции название периодического издания может употребляться изолированно от цельного совокупного газетного или журнального текста и быть относительно самостоятельным, т.е. автосемантичным, например, в процессе речевой или текстовой коммуникации при необходимости указания на конкретное издание СМИ, при анализе и оценке издания и т.п. название употребляется как самодостаточный знак. В случае непосредственного контакта с газетой или журналом (в процессе чтения, пролистывания, разглядывания у продавца) название предстаёт в виде обязательной структурной составляющей цельного знака (совокупности текстов, образующих газету или журнал), а, следовательно, оно несамостоятельно, синсемантично. Во-вторых, тип исследуемого нами названия синкретичен: он выступает не только обозначением газеты или журнала (гемеронимом), но представляет собой коммерческое название (эргоним). Перечисленные обстоятельства предопределяют полифункциональность исследуемого объекта.

В ходе проведённого исследования удалось выявить следующие взаимосвязанные функции названий периодических изданий: номинативную, индивидуализации издания, графическиструктурирующую, выделительно-идентифицирующую, потенциально прогностическую, воздействующую, рекламную, функцию создания информационной эффективности газеты или журнала и сокращения риска неверных покупок, а также эстетическую. Формирование функциональной мобильности названия во многом происходит посредством визуальных графических средств. Не только слово, но и дизайнерская форма воплощения замысла издания во внешнем облике названия вызывает интерес потенциального адресата, формирует заданные издателем ассоциативные приращения и заставляет читателя выделить и запомнить данное периодическое издание.

Об авторе

Л. P. Мухаметзянова
Казанский федеральный университет
Россия

420021, г. Казань, ул. Татарстан, 2

Мухаметзянова Лилия Ринатовна – старший преподаватель, Казанский федеральный университет (Россия, Казань). Сфера научных и профессиональных интересов: лингвокультурология, параграфемика, омонистика.



Список литературы

1. ГОСТ 7.60-2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ifap.ru/library/gost/7602003.pdf (Дата доступа: 5 февраля 2018 г.).

2. Гуревич С.М. Газета вчера, сегодня, завтра. М.: Аспект-Пресс, 2004. [Электронный ресурс] – Режим доступа: evartist. narod.ru/text10/03.htm (Дата доступа: 12 мая 2017.).

3. Исянов К. Р. Лингвистический анализ, типология и локализация отечественных и иностранных коммерческих названий: дис. канд. филол. наук. Уфа, 2012. 152 с.

4. Кара-Мурза Е.С. Новые времена – новые имена. Коммерческое имя как риторическая и маркетологическая проблема// М.В. Ломоносов и современные стилистика и риторика. М.: МГУ. 2008, С. 282-303.

5. Киселев А.П. О некоторых тенденциях в современном оформлении газет // Вестник Московского университета. 1968, №1. С. 31-37.

6. Мухаметзянова Л.Р., Мардиева Л.А. Название периодического издания с позиции коммуникативной реальности// Филология и культура. 2017, № 2 (48). С. 92 – 99.

7. О средствах массовой информации: Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (Дата доступа: 12 мая 2017.).

8. О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров: Закон Российской Федерации от 22 сентября 1992 г. № 3520-1 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/documents/doc1075107264297 (Дата доступа: 5 февраля 2018 г.).

9. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития: Отраслевой доклад / Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Управление периодической печати, книгоиздания и полиграфии; под общей ред. В.В.Григорьева. М., 2017. С. 7. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.unkniga.ru/images/docs/2017/otr-doklad-ros-period-pechat-2016.compressed.pdf (Дата доступа: 13 февраля 2018 г.).

10. Суперанская А.В., Соболева Т.В. Товарные знаки. М.: Наука, 1986. 176 с.

11. Тулупов В.В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты. Воронеж: Воронежский университет, 2000. 336 с.

12. Хоменко Е.А. Структурно-композиционные и визуально-образные средства графического дизайна в газете: дис. канд. искусствоведения. М., 2004. 155 с.

13. Grosse, S. Reklamedeutsch. // Wirkendes Wort 16. 1966. S. 89-104.

14. Klickow, R. Die Synonymik und ihre Verwendung bei der Schaffung von Markennamen. / Der Markenartikel 28., 1966. S. 820- 828.

15. Mardieva L. Pre-existing visual images and phenomena: а linguistic approach //3rd International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2016, 24-31 August, 2016, Book 1 Vol. 3. 765-772 pp.

16. Platen, C. Ökonymie. Zur Produktnamen-Linguistik im Europäischen Binnenmarkt. // Beihefte zur Zeitschrift für romanische Philologie. Band 280. Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1997. 243 S.

17. Scharf, A., Schubert, B. Marketing. Stuttgart, 1995.

18. Schmidt, K. Inclusive Branding. Methoden, Strategien und Prozesse ganzheitlicher Markenführung. / München-Unterschleißheim: Luchterhand 17, 2003. 200 S.

19. Sialm-Bossard, V. Sprachliche Untersuchungen zu den Chemiefasernamen / Bern-Frankfurt am Main: Lang, 1975. 350 S.

20. StoII, K.-U. Markennamen. Sprachliche Strukturen, Ähnlichkeit und Verwechselbarkeit. Ein Beitrag zur forensischen Linguistik des Markenrechts. / Peter Lang. Europäischer Verlag der Wissenschaften. Frankfurt am Main-Berlin-Bern-New YorkParis-Wien, 1999. 246 S.

21. Voigt, G. Zur linguistischen Bestimmung des Markennamens. // Hrsg. Kürschner, W. Grammatik, semantik, Textlinguistik. Tübingen, 1985. S. 23-36.


Для цитирования:


Мухаметзянова Л.P. ФУНКЦИИ НАЗВАНИЙ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ. Филологические науки в МГИМО. 2018;2(14):33-39. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2018-2-14-33-39

For citation:


Mukhametzyanova L.R. THE TITLES FUNCTION IN PERIODICAL PUBLICATIONS. Philology at MGIMO. 2018;2(14):33-39. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2018-2-14-33-39

Просмотров: 53


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)