Микрообучение как эффективный способ управления вниманием студентов на занятии по иностранному языку
https://doi.org/10.24833/2410-2423-2024-4-41-101-113
Аннотация
Представленное исследование рассматривает микрообучение как метод, позволяющий повысить эффективность обучающей деятельности на занятии по иностранному языку. Актуальность исследования обусловлена возрастающим социальным запросом на новые методики в области иноязычного обучения, что объясняется всеобщей цифровизацией и технологизацией образования и общественной жизни. Влияние этих процессов неизбежно сказывается на количестве потребляемой информации, а также характере обработки данных и взаимодействия с ними. В связи с этим цель исследования представляет рассмотрение микрообучения с позиции того, как его применение воздействует на когнитивную сферу обучающихся: внимание, концентрацию и память. Понимание того, как работают названные механизмы, позволяет грамотно использовать метод микрообучения на уроке по иностранному языку и, как следствие, повысить общую продуктивность обучающихся и сформировать осознанный подход к учебному процессу. Для проведения исследования применялись методы систематического и традиционного описательного литературного обзора с последующим качественным анализом данных. Материалы исследования представлены научно-методическими статьями из периодических изданий, а также методическими пособиями и рукописями российских и зарубежных авторов. Для проведения исследования также привлекались теоретические и эмпирические научные исследования, опубликованные в изданиях, рецензируемых Scopus. Исследование показало, что микрообучение формирует высокую концентрацию внимания у обучающихся при выполнении заранее определённых учебных задач. Регулярное применение метода на уроках по иностранному языку способствует развитию у студентов способности переключаться в режим повышенной концентрации. Анализ подтвердил, что микрообучение наиболее эффективно в качестве дополнительного метода, интегрированного в уже существующую учебную программу и применяемого совместно с традиционными методиками обучения иностранным языкам, такими как коммуникативная методика, лексический подход и др. Полученные результаты представляют особую важность для педагогов с методической точки зрения и дополняют уже имеющуюся теоретическую базу исследований, посвящённых микрообучению как самостоятельной методике в контексте иноязычного образования.
Ключевые слова
Об авторе
К. В. ЛыковаРоссия
Лыкова Ксения Владимировна – соискатель учёной степени кандидата педагогических наук, старший преподаватель кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации на иностранных языках
620062, Екатеринбург, ул. Мира, 19
Список литературы
1. Al-Zahrani, A. M. “Enhancing postgraduate students’ learning outcomes through Flipped Mobile-Based Microlearning”. Research in Learning Technology, 2024, vol. 32, https://doi.org/10.25304/rlt.v32.3110.
2. ALshammari, F. L. “Video-based microlearning and the impact on programming skills and technology acceptance”. Journal of Education and e-Learning Research, 2024. 11(1). P. 155−165, https://doi.org/10.20448/jeelr.v11i1.5399.
3. Авраменко А.П. Индивидуализация процесса формирования иноязычной лексической компетенции на основе микрообучения // Вестник ТГУ. 2020. №184. С. 25−34.
4. Baddeley, A. Essentials of Human Memory (1st ed.). Psychology Press, 2013, https://doi.org/10.4324/9780203587027.
5. Бэйли К. Гиперфокус: как управлять вниманием в мире, полном отвлечений / К. Бэйли ; Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2023. 336 с.
6. Бугакова Т.Ю. E-LEARNING: современные тренды образования // Актуальные вопросы образования. 2018. № 1. С. 70−73.
7. Caldwell-Harris, C. L., MacWhinney, B. “Age effects in second language acquisition: Expanding the emergentist account”. Brain and Language, 2023. vol. 241. Article number 105269, https://doi.org/10.1016/j.bandl.2023.105269.
8. Caldwell, K. “Learning out Loud: A Framework for Learning in an Era of Information Abundance”. In S. Mistretta (Ed.), Reimagining Education – The Role of E-learning, Creativity, and Technology in the Post-pandemic Era, 2023. P. 1−17) [eBook edition]. Intech Open, https://doi.org/10.5772/intechopen.1002923.
9. Chen, R. “Fostering Students’ Workplace Communicative Competence and Collaborative Mindset through an Inquiry-Based Learning Design”. Education Sciences, 2021. 11(1). P. 1−13, https://doi.org/10.3390/educsci11010017.
10. Chen, Y. “The congruency effect in L2 collocational processing: The underlying mechanism and moderating factors”. Studies in Second Language Acquisition. Published online 2023. P.1−21, https://doi.org/10.1017/S0272263123000281.
11. Conde-Caballero, D., et al. “Microlearning through TikTok in Higher Education. An evaluation of uses and potentials”. Education and Information Technologies, 2024. 29. P. 2365–2385, https://doi.org/10.1007/s10639-023-11904-4.
12. Debbağ, M., Yıldız, S. “Effect of the flipped classroom model on academic achievement and motivation in teacher education”. Education and Information Technologies, 2021. vol. 26. P. 3057−3076, https://doi.org/10.1007/s10639-020-10395-x.
13. Dewaele, J.-M., et al. (2022). “How teacher behaviour shapes foreign language learners’ enjoyment, anxiety and attitudes/motivation: A mixed modelling longitudinal investigation”. Language Teaching Research. Advance online publication, https://doi.org/10.1177/13621688221089601.
14. Диденко Э.Н. Микрообучение как технология преподавания иностранного языка в неязыковом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. №2. С. 640−644.
15. Dingler, T., et al. “Language learning on-the-go: opportune moments and design of mobile microlearning sessions”, 2017. In: Proceedings of the 19th international conference on human-computer interaction with mobile devices and services, https://doi.org/10.1145/3098279.3098565.
16. Do we have your attention? How people focus and live in the modern information environment. King’s College London. The Policy Institute. The Centre for Attention Studies, Feb. 2022, https://www.kcl.ac.uk/policy-institute/assets/how-people-focus-and-live-in-the-modern-information-environment.pdf (Accessed 20 October 2023).
17. Gläscher, J., et al. “Distributed neural system for general intelligence revealed by lesion mapping”. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 2010. 107(10). P. 4705−9, https://doi.org/10.1073/pnas.0910397107.
18. Gorham, T., et al. “Analyzing learner profiles in a microlearning app for training language learning peer feedback skills”. Journal of Computers in Education, 2023. vol. 10. P. 549−574, https://doi.org/10.1007/s40692-023-00264-0.
19. Gregersen, T., et al. “Understanding language teacher wellbeing: An ESM study of daily stressors and uplifts”. Language Teaching Research, 2023. 27(4). P. 862−883, https://doi.org/10.1177/1362168820965897.
20. Gusenbauer, M. “The age of abundant scholarly information and its synthesis − A time when ‘just google it’ is no longer enough”. Research synthesis methods, 2021. 12(6). P. 684–691, https://doi.org/10.1002/jrsm.1520.
21. Hug, T. Didactics of microlearning: concepts, discourses and examples. Münster: Waxmann Publ., 2007.
22. Inker, J., et al. “Implementing microlearning in nursing homes: Implications for policy and practice in person-centered dementia care”. Journal of Applied Gerontology, 2021. 40(9). P. 1062−1070.
23. Kapp, K., Defelice, R. A. Microlearning: short and sweet. Alexandria, US, ATD Press, 2019.
24. Kerres, M. “Microlearning as a Challenge for Instructional Design”. In T. Hug (Ed.), Didactics of microlearning: concepts, discourses and examples Waxmann Publ., 2007. P. 98−109.
25. Kotyusov, A. I., et al. “Working Memory Capacity Depends on Attention Control, but Not Selective Attention”. Behavioral Sciences, 2023. 13(2). P. 92, https://doi.org/10.3390/bs13020092.
26. Lado, R. Language teaching: A scientific approach. London: McGraw Hill Publ., 1964.
27. Lalitha, T. B., Sreeja, P. S. “Keyword Extraction and Pattern Model Identification on Online Learning Contents for Classification to Enhance Microlearning Concepts and Obtain Personalized eLearning Contents”. International Journal of Engineering Trends and Technology, 2024. 72(3), P. 230−248, https://doi.org/10.14445/22315381/IJETT-V72I3P121.
28. Leroy, S. “Why is it so hard to do my work? The challenge of attention residue when switching between work tasks”. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 2009. vol. 109. no. 2. P. 168-181, https://doi.org/10.1016/j.obhdp.2009.04.002.
29. Lewis, M. The lexical approach: The state of ELT and the way forward. Boston, Massachusetts: Heinle ELT Publ., 2002.
30. Lucas-Oliva, I., et al. “From Neurodidactics to Language Teaching and Learning: The Emotional Approach”. Theory and Practice in Language Studies, 2022. 12. P. 1457−1467, https://doi.org/10.17507/tpls.1208.01.
31. MacIntyre, P. D., et al. “Language teachers’ coping strategies during the Covid-19 conversion to online teaching: Correlations with stress, wellbeing and negative emotions”. System, 2020. Vol. 94. Article number 102352, https://doi.org/10.1016/j.system.2020.102352.
32. Marchetti, G. “Attention and working memory: two basic mechanisms for constructing temporal experiences”. Frontiers in Psychology, 2014. Vol. 5. Article 880, https://doi.org/10.3389/fpsyg.2014.00880.
33. Монахова Г.А. Микрообучение как феномен цифровой трансформации образования / Г.А. Монахова, Д.Н. Монахов, Г.Б. Прончев // Образование и право. 2020. № 6. С. 299−304.
34. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: 2-е изд. / Е.И. Пассов. М.: Просвещение, 1991. 223 с.
35. Nunan, D. Second Language Teaching and Learning. Boston: Heinle&Heinle Publ., 1999.
36. Prasittichok, P., Smithsarakarn, P. “The Effects of Microlearning on EFL Students’ English Speaking: A Systematic Review and Meta-Analysis”. International Journal of Learning, Teaching and Educational Research, 2024. 23(4). P. 525−546, https://doi.org/10.26803/ijlter.23.4.27.
37. Rof, A., et al. “Exploring learner satisfaction and the effectiveness of microlearning in higher education”. The Internet and Higher Education, 2024. Vol. 62. Article number 100952, https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2024.100952.
38. Scherer, F., Scherer, M. “How ‚Micro‘ can learning be? A neuropsychological perspective on microlearning”. In T. Hug (Ed.), Didactics of microlearning: concepts, discourses and examples, 2007. P. 110−124.
39. Seidl, M., Puhl, K. “Order from Intermediality. An Outline of a Model of Knowledge Production and Knowledge Reception”. In T. Hug (Ed.), Didactics of microlearning: concepts, discourses and examples, 2007. P. 69−80.
40. Smallwood, J., et al. “When attention matters: The curious incident of the wandering mind”. Memory & Cognition, 2008. Vol. 36. P. 1144–1150, https://doi.org/10.3758/MC.36.6.1144.
41. Stracqualursi, L., Agati, P. “Twitter users perceptions of AI-based e-learning technologies”. Scientific Reports, 2024. Vol. 14. No. 1. Article number 5927, https://doi.org/10.1038/s41598-024-56284-y.
42. Sulis, G. “Engagement in the foreign language classroom: Micro and macro perspectives”. System, 2022. Vol. 110. Article number 102902, https://doi.org/10.1016/j.system.2022.102902.
43. Thornbury, S., Meddings, L. Teaching unplugged: Dogme in English language teaching. London: Delta Publishing, 2017.
44. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. (2019, March 8). Foreign-language teaching and linguistic diversity, https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000366997_eng (Accessed 15 September 2023).
45. Захарова Е. А. Использование технологии микрообучения в практике подготовки будущих учителей // Наука и школа. 2022. №3. С. 112−120.
Рецензия
Для цитирования:
Лыкова К.В. Микрообучение как эффективный способ управления вниманием студентов на занятии по иностранному языку. Филологические науки в МГИМО. 2024;10(4):101-113. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2024-4-41-101-113
For citation:
Lykova K.V. Microlearning as an Effective Way to Manage Students’ Attention in a Foreign Language Lesson. Linguistics & Polyglot Studies. 2024;10(4):101-113. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2024-4-41-101-113