Драматургия научного открытия и жанр научной пьесы в контексте популяризации науки (на примере пьес К. Джерасси и Р. Хоффмана «Кислород» и К. Джерасси «Математический анализ»)
https://doi.org/10.24833/2410-2423-2025-1-41-102-117
Аннотация
Театр всегда являлся важным механизмом распространения нового знания; в век экспертных научных теорий и инновационных технологий задачу популяризации науки успешно выполняет научный театр. Научный театр имеет большое разнообразие практик и жанров научной пьесы, а также является объектом для многочисленных исследований в междисциплинарном ключе. Прослеживается историческая взаимосвязь натурфилософии и литературы; в настоящее время научный театр использует разнообразные возможности мультимодальности в русле art-science. Более того, темы, которые поднимает научный театр, имеют одинаковую ценность для общества и для каждого человека в отдельности. При этом нейрокогнитивное направление театра ставит человека в фокус особого внимания, что отражается как на выборе темы, так и на формате научного перформанса или постдраматического театра. Статья анализирует комплексный феномен научного театра в диалектике социального и индивидуального, научного и художественного. Анализ современных исследовательских работ демонстрирует, что живой и сложный организм театра гораздо богаче любой классификации научной пьесы. Наша цель – изучить жанровые характеристики научной пьесы в контексте современных историко-культурных условий развития научного театра и основных направлений исследовательской мысли. Особое внимание мы уделяем классификации учёного-драматурга Карла Джерасси и иллюстрируем его дидактическую концепцию «науки-в-театре», анализируя две его пьесы, ранее не переведённые на русский язык, – «Кислород» (2001) и «Математический анализ» (2004). В центре обеих пьес – исторические личности учёных в борьбе за право войти в историю как первооткрыватели кислорода и математического анализа. Путь к признанию научного открытия оказывается проверкой на человечность; при этом принцип исторической документальности и достоверности научного знания сосуществует с художественным принципом показать героя-учёного в ситуации морально-этического выбора. Термин «наука-в-театре», предложенный К. Джерасси, дискуссионен; статья предлагает альтернативные классификации научной пьесы, в основу которых положен коммуникативный и тематический принцип.
Об авторе
Т. Б. АленькинаРоссия
Аленькина Татьяна Борисовна – кандидат филологических наук, доцент, доцент Департамента иностранных языков,
141701, Московская область, г. Долгопрудный, Институтский переулок, дом 9.
Список литературы
1. Медведева С.М. От научного творчества к популяризации науки: теоретическая модель научной TOC o “1-5” h z коммуникации / С.М. Медведева // Вестник МГИМО. № 4. 2014. С. 278−286.
2. Мохаммед В.А. Роль нарратора как ключевой инстанции в развитии драматических событий в художественном тексте / В.А. Мохаммед // Филологические науки. Вопросы теории и практики. № 15(6). 2022. C. 1718−1724.
3. Пави П. Словарь театра / П. Пави. М: Прогресс, 1991. 480 c.
4. Born G., Barry A. Art-Science: From Public Understanding to Public Experiment / G. Born, A. Barry// Journal of Cultural Economy, vol.3 (1), 2010. P. 107−123. DOI: 10.1080/17530351003617610.
5. Brody A. Operation Epsilon: Science, History, and Theatrical Narrative/ A. Brody// Narrative, Vol. 19(2), 2011. P. 253−257. DOI: 10.1353/NAR.2011.0016.
6. Сampos L. Science in Contemporary British Theatre: A Conceptual Approach/ L. Campos// Interdisciplinary Science Reviews, Vol. 38(4), 2013. P. 295−305. DOI: 10.1179/0308018813Z.00000000060.
7. Сhemi T., Kastberg P. Education through Theatre: Typologies of Science Theatre / T. Chemi, P. Kastberg. // Applied Theatre Research, Vol. 3(5), 2015. P. 53−65.
8. Сhico T. The Experimental Imagination: Literary Knowledge and Science in the British Enlightenment / T. Chico. Stanford University Press, 2018. 256 p.
9. Clarke B., Rossini M. The Routledge Companion to Literature and Science. / B. Clarke, M. Rossini. Routledge, 2010. 568 p.
10. Djerassi C., Hoffmann R. Oxygen / C. Djerassi, R. Hoffmann. Wiley-Vch, 2001. vii + 119 p.
11. Djerassi C. Calculus / C. Djerassi // Version 8 for London Production. 17 July 2004. [электронный ресурс] − URL: https://www.djerassi.com/calculus/calculusfull.pdf 74 p. (Дата обращения 12.06.2024).
12. Djerassi C. Science as Theatre/ C. Djerassi, R. Hoffmann. Study Guide for “Oxygen”. Wiley-VCH Verlag. 2001. P. 15−23. [электронный ресурс] − URL: https://application.wiley-vch.de/books/sample/Oxygen_Study_Guide.pdf . (Дата обращения 12.06.2024).
13. Djerassi C. Contemporary “Science-in-theatre”: A Rare Genre /C. Djerassi. // Interdisciplinary Science Reviews. 2002. No. 27. P. 193−201. [электронный ресурс] – URL: https://www.tandfonline.com/doi/epdf/10.1179/030801802225003268?needAccess=true . (Дата обращения 12.06.2024).
14. Djerassi C. When is “Science on Stage” Really Science? Review of Science on Stage: From Doctor Faustus to Copenhagen by K. Shepherd-Barr / C. Djerassi // American Theater. 2007. Vol. 24. P. 96−103. [электронный ресурс] – URL: . https://www.djerassi.com/ScienceStage.html . (Дата обращения 12.06.2024).
15. Falletti C. Preface / C. Faletti// Theatre and Cognitive Neuroscience (Performance and Science: Interdisciplinary Dialogues). Edited by Falletti C., G.Sofia, V.Jacono. Bloomsbury Methuen Drama, 2016. 280 p.
16. Flage M.K. The Intersection of Theatre and Cognitive Neuroscience /M.K. Flage// NEXUS: The Liberal Journal of Interdisciplinary Studies. Fall 2023.Vol. 1, Issue 1. [электронный ресурс] – URL: https://digitalcommons.liberty.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1004&context=nexus (Дата обращения 12.06.2024).
17. Hagen M., Koppen R., Skagen M.V.(eds.). The Art of Discovery: Encounters in Literature and Science. / M. Hagen, R. Koppen,
18. M.V. Skagen. Aarhus and Copenhagen, Aarhus University Press, 2010. 275 p.
19. Haynes R.D. From Faust to Strangelove: Representations of the Scientist in Western Literature /R.D. Haynes. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1994. 417 p.
20. Identity, Culture, and the Science Performance. Vol. 1. From the Lab to the Streets. (Performance and Science: Interdisciplinary Dialogues). Edited by Vivian Appler, Meredith Conti. London: Bloomsbury Methuen Drama, 2023. 280 p.
21. Identity, Culture, and the Science Performance. Vol. 2. From the Curious to the Quantum. (Performance and Science: Interdisciplinary Dialogues). Edited by Vivian Appler, Meredith Conti. London: Bloomsbury Methuen Drama, 2024. 288p.
22. Kauffman G.B., Kauffman L.M. Oxygen: A Play in Two Acts. By Carl Djerassi and Roald Hoffmann. Media Review/G.B. Kauffman, L.M. Kauffman // The Chemical Educator. 2003. Vol. 8, No. 2. P. 164−168. [электронный ресурс] – URL: DOI: 10.1007/s00897030680a (Дата обращения 12.06.2024).
23. Kluber W. Theatre of Operations/Operating Theatre: Medical Dramaturgies in Anti-War Plays, 1919-2019/ W. Kluber // Doctoral thesis, Columbia University, 2020. [электронный ресурс] – URL: https://academiccommons.columbia.edu/doi/10.7916/d8-cygm-s868 (Дата обращения 12.06.2024).
24. Leavis F.R. Two Cultures? The Significance of C.P. Snow /F.R. Leavis // Leavis F.R. Nor Shall My Sword: Discourses on Pluralism, Compassion and Social Hope. London: Chatto and Windus, 1972. P. 41−74.
25. Lutterbie J. Introduction: Intersections / J. Lutterbie //In: An Introduction to Theatre, Performance, and the Cognitive Sciences. (Performance and Science: Interdisciplinary Dialogues). Edited by J. Lutterbie. Bloomsbury Methuen Drama, 2020. P. 1−12.
26. Mellor F. Between Fact and Fiction: Demarcating Science from Non-science in Popular Science Books ./ F.Mellor // Social Studies of Science. 2003. Vol. 33, Issue 4. P. 509-538. [электронный ресурс] – URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0306312703334002 (Дата обращения 12.06.2024).
27. Parry S. Science in Performance: Theatre and the Politics of Engagement. / S. Parry. Manchester: Manchester University Press, 2020. 194 p.
28. Rayl A.J.S. “Putting a human face on science”: Renowned Chemists Advance Science through the Arts/ A.J.S. Rayl // The Scientist. 2001, Oct. 15. [электронный ресурс] – URL: https://www.djerassi.com/oxygen5/ (Дата обращения 12.06.2024).
29. Russell N. Communicating Science: Professional, Popular, Literary /N. Russell. Cambridge, New York: Cambridge University Press. 2010. 324 p.
30. Shepherd-Barr K.E. Science on Stage: From Doctor Faustus to Copenhagen / K.E. Shepherd-Barr. Princeton: Princeton University Press. 2006. 271 p.
31. Shepherd-Barr K.E. The Cambridge Companion to Theatre and Science/ K.E. Shepherd-Barr. Oxford: University of Oxford. 2020. 236 p.
32. Skjoldager-Nielsen D., Skjoldager-Nielsen K. Theatre, Science, and the Popular: Two Contemporary Examples from Scandinavia/ D. Skjoldager, K. Skjoldager //Nordic Theatre Studies, Vol. 29(2), 2017. P. 137−161. DOI: 10.7146/nts.v29i2.104609.
33. Snow C.P. The Two Cultures / C.P. Snow// Snow C.P. The Two Cultures and the Scientific Revolution. The Rede Lecture. New York: Cambridge University Press. 1961. P. 1−22.
34. Tieken J. The Theatre of Nuclear Science: Weapons, Power, and the Scientists behind It All / J. Tieken. Abingdon; Oxon, New York: Routledge, 2022. 178 p.
35. Venn J. Madness in Contemporary British Theatre: Resistances and Representations/ J. Ven. Cham: Springer International Publishing: Imprint: Palgrave Macmillan, 2021. 222 p.
36. Weitkamp E., Almeida C. Science and Theatre: Communicating Science and Technology with Performing Arts /E. Weitkamp, C. Almeida. Leeds: Emerald Publishing Limited, 2022. 217 p.
37. Williams R. Culture and Society, 1780-1950 /R. Williams. London: Chatto and Windus. 1958. 363p.
38. Winston J. Mathematics, Science and the Liberating Beauty of Theatre /J. Winston// In: Creative Encounters: New Conversations in Science, Education, and the Arts. Edited by R. Levinson, H. Nicholson, S. Parry. Wellcome Trust, 2008. P. 30−48.
39. Zehelein E-S. “Ambition without Love is Cold”: Priority and Kudos in Oxygen by Carl Djerassi and Roald Hoffmann / E.-S. Zehelein// Grunzweig, W. (ed.) The SciArtist: Carl Djerassi’s Science-in-literature in Transatlantic and Interdisciplinary Contexts. Vol. 11. LIT Verlag. Wien, Zurich. 2012. P. 75−85.
Рецензия
Для цитирования:
Аленькина Т.Б. Драматургия научного открытия и жанр научной пьесы в контексте популяризации науки (на примере пьес К. Джерасси и Р. Хоффмана «Кислород» и К. Джерасси «Математический анализ»). Филологические науки в МГИМО. 2025;11(1):102-117. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2025-1-41-102-117
For citation:
Alenkina T.B. Scientific Discovery Drama and the Genre of a Science Play in the Context of Science Popularization (Based on C. Djerassi, R. Hoffmann’s Play Oxygen, 2001 and C. Djerassi’s Play Calculus, 2004). Linguistics & Polyglot Studies. 2025;11(1):102-117. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2025-1-41-102-117