Сопоставительное исследование супрасегментных единиц русского и персидского языков в речи иранских студентов при освоении интонационной конструкции
https://doi.org/10.24833/2410-2423-2025-1-41-131-145
Аннотация
При изучении нового языка учащиеся могут столкнуться с различными трудностями, связанными, в частности, с уникальными структурными аспектами целевого языка. Одним из фундаментальных и важнейших предметов в области языкового образования является фонетика – один из основных разделов языкознания, который позволяет сосредоточить внимание языка на физических аспектах и координатах звуков речи. Фонетика – это область языкознания, которая рассматривает интонацию как средство регистрации высказываний и создания их целостности, одновременно разделяя речевые потоки на минимальные единицы, имеющие семантическое значение.
В данной статье путём сравнительного анализа суперсегментных единиц русского и персидского языков исследуются просодические различия сравниваемых языков по направлению движения тонов, что приводит к объяснению факторов неправильного произнесения у иранских студентов в реализации шестой интонационной конструкции. В связи с этим, цель исследования заключается в определении конфликтующего характера интонационных систем предложений в русском и персидском языках в соответствии с целью высказывания в рамках физического (акустического) анализа речевого потока, в выявлении факторов искажения шестой интонационной конструкции (ИК-6) у иранских студентов и их исправлении. Исследование предназначено для иранских студентов, которые обладают фундаментальным пониманием фонетической структуры и основных параметров русских звуков, ритмики и интонации. Наше исследование направлено на развитие произносительных навыков с одновременным совершенствованием устной речи. Понимание интонации стало ключевым элементом нашего исследовательского подхода.
В результате анализа акустических сигналов, включая форму волны, высоту тона и интенсивность, полученных из шестой интонационной конструкции, произносимой иранскими студентами, было обнаружено, что на их речевую ориентацию влияет фонетическая структура персидского языка. Эта ориентация отличается от того, как фонетические параметры используются в русском языке. Более того, было продемонстрировано, что повествовательные предложения в обоих языках отличаются по высоте тона в своей нейтральной реализации. Это различие объясняется выявлением интонационного центра высказываний и определением положения ударения в каждой мелодической фразе.
Ключевые слова
Об авторах
Р. АзадиИран
Азади Ройа, аспирант филологии кафедры русского языка,
1439813164, г. Тегеран, ул. Северный Каргар, 15/16.
А. Валипур
Иран
Валипур Алиреза, кандидат филологических наук, профессор,
1439813164, г. Тегеран, ул. Северный Каргар, 15/16.
Список литературы
1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. M.: ИКАР, 2009. 448 с.
2. Балыхина Т.М. Лингводидактическая теория ошибки и пути преодоления ошибок в речи иностранных учащихся: учебное пособие / Т.М. Балыхина, О.П. Игнатьева. М.: изд-во Российского ун-та дружбы народов, 2006. 195 с.
3. Бахарлу Х. Анализ ошибок иранских студентов при выражении русских вопросительных предложений с ИК-2 / Х. Бахарлу, С. Дастамуз, А. Ширази // Мир науки, культуры, образования. 2020. Вып. 4. № 83. С. 19−23.
4. Белошапкова В.А. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. ун-тов / В.А. Белошапкова, Е.А. Брызгунова, Е.А. Земская, И.Г. Милославский, Л.А. Новиков, М.В. Панов / Под ред. В.А. Белошапковой. М.: Высш. шк., 1989. 800 с.
5. Брызгунова Е.А. Вводный фонетико-разговорный курс русского языка: Для нефилологов. Учебное пособие / Е.А. Брызгунова. М.: Русский язык, 1986. 157 с.
6. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи / Е.А. Брызгунова. М.: русский язык, 1977. 279 с.
7. Брызгунова Е.А. Практическая фонетика и интонация русского языка. Пособие для преподавателей, занимающихся со студентами / Е.А. Брызгунова. М.: Издательство Московского университета, 1963. 308 с.
8. Брызгунова Е.А. Эмоционально-стилистические различия русской звучащей речи / Е.А. Брызгунова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 4 с.
9. Валипур А. Акустическая и артикуляционная характеристика звуков речи русского языка / А. Валипур // Pazhuhesh-e Zabanha-ye Khareji. 2007. № 35. С. 75-89.
10. Дурягин П.В. Фонетическая реализация русских тональных акцентов в контекстах сопоставительного вопроса и перечисления / П.В. Дурягин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2022. Т. 19, № 1. С. 81–102.
11. Земская Е.А. Русский язык как иностранный. Русская разговорная речь. Лингвистический анализ и проблемы обучения / Е.А. Земская. М.: ФЛИНТА, 2021. 240 с.
12. Касаткин Л.Л. Русская интонация: тональные контуры / Л.Л. Касаткин // Проблемы фонетики. 2007. Том 5. С. 250−266.
13. Князев С.В. Современный русский литературный язык: Фонетика, орфоэпия, графика и орфография: Учебное пособие для вузов / С.В. Князев, С.К. Пожарицкая. М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2011. 430 с.
14. Мадаени Аввал А. К вопросу об интерференции персидского языка в русской речи учащихся-персов (Первый опыт преодоления интерференции) / А. Мадаени Аввал, М.М. Наджафи // Pazhuhesh-e Adabiyat-e Moaser-e Jahan. 2004. № 19. С. 107−125.
15. Малышева, Е. Г. Современный русский язык. Фонетика. Орфоэпия : учебное пособие / Е. Г. Малышева, О. С. Рогалева. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2012. 172 с.
16. Матусевич М.И. Интонация − Современный русский язык, Фонетика, Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Рус. яз. и литература» / М.И. Матусевич. М.: «Просвещение», 1976. [электронный ресурс] – URL: https://sci.house/grafika-orfografiya-fonetika-scibook/intonatsiya-85278.html (дата обращения: 10.11.2024)
17. Одинцова И.В. Звуки. Ритмика. Интонация. (+аудиоприложение) / И.В. Одинцова. М.: ФЛИНТА, 2020. 368 с.
18. Пиотровская Л.А. Монотонная vs выразительная устная речь / Л.А. Пиотровская // Теоретическая и прикладная лингвистика. 2015. Вып. 1. № 4. С. 64-75.
19. Русская грамматика. Т. 1: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / Гл. ред. д. филол. н. Н. Ю. Шведова. М.: Наука, 1980. 783 с.
20. Садыкова И.А. Русская интонация: учебное пособие по фонетике для иностранных студентов и стажёров филологических специальностей / И.А. Садыкова. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. 64 с.
21. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. / Н.Д. Светозарова. Ленинград: ЛГУ, 1982. 176 с.
22. Соколова А. Фонетика и фонология русского языка / А. Соколова. Брно: Ун-т Масарика, 2021. 84 с.
23. Ткач Т.Г. Постановочно-корректировочный курс практической фонетики русского языка для говорящих на персидском языке / Т.Г. Ткач. СПб.: Златоуст, 2013. 107 с.
24. Ткач, Т.Г. Лингводидактические основы обучения русской фонетике будущих филологов-русистов в высшей школе Ирана: диссертация ... кандидата педагогических наук: Рос. ун-т дружбы народов / Т.Г. Ткач. Москва. 2010. 202 с.
25. Sadat-Tehrani N. The Intonational Grammar of Persian: Thesis submitted to the Faculty of Graduate Studies of the University of Manitoba / N. Sadat-Tehrani. Winnipeg. 2007. 298 p.
26. Islami, M. Phonology: Analysis of the tone system of the Persian language. / M. Islami. Tehran, Samt, 2018. P. 108. (на перс.яз.)
27. Haqshenas, A. Phonetics / A. Haqshenas. Tehran. Agah, 2019. P. 192. (на перс.яз.)
28. Dastamouz, S., Rasouli, M. Criticism of the phonetics training program at the undergraduate level of the Russian language in Iran. Necessities, problems and solutions // Pizhuhish nāmah-i intiqādī-i mutūn va barnāmah hā-yi ulūm-i insāni [Critical ̒ Studies in Texts and Programs of Human Sciences], Institute for Humanities and Cultural Studies, 2018. Vol. 18. № 8, P. 75−96. (на перс.яз.)
29. Mahoutian, Sh. Persian grammar from the point of view of taxonomy, translator: Mehdi Samai / Sh. Mahoutian. Tehran. Central Publishing, 2013. 366 p. (на перс.яз.)
30. Mohammadi, M.R., Dad, M. Stress on Russian and Persian words and their interference from the perspective of Persian language learners / // jastarehaye zabani [Language Related Research]. 2009. Vol. 1. № 3, P. 153−169. (на перс.яз.)
31. Nosrati, A., Nabati, S., Estiri, M. Exploring the effect of interference on the phonetic errors committed by the Persian-speaking learners of Russian // jastarehaye zabani [Language Related Research]. 2021, Vol. 12. № 2, P. 599–628. (на перс.яз.)
32. Vahidian, Kamiyar T. Prosody: stress, intonation, pause in Farsi. / T. Vahidian Kamyar. Mashhad. Ferdowsi University of Mashhad, 2000. P. 224. (на перс.яз.)
33. Valipour, A. Phonetics of the Russian language. / A. Valipour. Tehran. Samt, 2014. P. 183. (на перс.яз.)
Рецензия
Для цитирования:
Азади Р., Валипур А. Сопоставительное исследование супрасегментных единиц русского и персидского языков в речи иранских студентов при освоении интонационной конструкции. Филологические науки в МГИМО. 2025;11(1):131-145. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2025-1-41-131-145
For citation:
Azadi R., Valipour A. Comparative Study of Suprasegmental Units of the Russian and Persian Languages in the Speech of Iranian Students Acquiring the Sixth Intonation Pattern. Linguistics & Polyglot Studies. 2025;11(1):131-145. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2025-1-41-131-145