ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В МИФОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ МИРА (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО, КАЗАХСКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ)
https://doi.org/10.24833/2410-2423-2018-2-14-61-67
Аннотация
Статья посвящена исследованию образа человека в мифологической картине мира в трёх разных лингвокультурах (русской, казахской и английской). Особое внимание уделено соматическому коду, который в каждой культуре, с одной стороны, является универсальным, с другой − отличается национальным своеобразием. Цель работы − представить сопоставительное лингвокультурологическое описание соматизма «волосы/шаш/hair» в русском, казахском и английском языках соответственно. В связи с символической нагрузкой концепта «ВОЛОС» в народной культуре существует большое количество обрядов, примет, паремий и фразеологизмов, которые уходят корнями в мифологию и находят выражение в языковой картине мира. Толкование семантики фразеологизмов с данным соматизмом дало возможность выявить специфические черты национально-культурной концептуализации и категоризации окружающего мира в призме национальных культур. Выяснены особенности сходства и различия в концептуализации и вербализации соматизмов в русской, казахской и английской концептосферах. В исследовании используется комплекс общенаучных и лингвистических методов и приёмов анализа языкового материала: типологический, сопоставительный метод, приёмы лингвокультурологического и компонентного анализа эмпирического материала.
Результаты исследования будут интересны как для специалистов в области лингвокультурологии, лингвистов-когнитологов, так и для студентов-филологов, широкого круга читателей.
Ключевые слова
Об авторах
Р. Х. ХайруллинаРоссия
450000, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3-а
Хайруллина Райса Ханифовна – доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Башкирского государственного университета имени М. Акмуллы. Сфера научных и профессиональных интересов: сопоставительное языкознание, лингвокультурология, лингвофилософия, языковая картина мира.
В. П. Бергер
Россия
450000, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3-а
Хайруллина Райса Ханифовна – доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Башкирского государственного университета имени М. Акмуллы. Сфера научных и профессиональных интересов: сопоставительное языкознание, лингвокультурология, лингвофилософия, языковая картина мира.
Список литературы
1. Баниже О. Н. Телесность и античное мировоззрение / О. Н. Баниже // Общество: философия, история, культура. 2015. No. 6. С. 51−53.
2. Башкатова Ю.А. Культурный смысл соматизмов (на материале английского и русского языков) / Ю. А. Башкатова // Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. No. 4-3 (52). С. 58−61.
3. Беличенко Е. А. Функционально-грамматическое варьирование лексем со значением частей тела человека (на примере существительных и глаголов back, hand, head и shoulder) : автореферат дис. … канд. филол. наук: 10.02.04 / Беличенко Елена Александровна. СПб, 1999. 69 с.
4. Даниленко В. П. Методы лингвистического анализа [Электронный ресурс] : курс лекций / В. П. Даниленко. 4-е изд., стер. М. : ФЛИНТА, 2016. 280 с.
5. Дмитриев Д. В. Толковый словарь русского языка Дмитриева Д. В. [Электронный ресурс] / Д. В. Дмитриев. 2003. URL: http://www.endic.ru/dmytriev/Volos-4364.html (дата обращения: 20.11.2017).
6. Котов В. Г. Женское божество Умай/Хумай: сравнительная характеристика / В. Г. Котов // Известия АлтГУ. 2010. No.4-2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zhenskoe-bozhestvo-umay-humay-sravnitelnaya-harakteristika (дата обращения: 21.11.2017).
7. Кошарная С. А. Миф и язык: Опыт лингвокультурологической реконструкции русской мифологической картины мира / С. А. Кошарная. Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. 288 с.
8. Лапушинская Н. О. Символические значения компонента глаз во фразеологизмах / Н. О. Лапушинская // Ученые записки ВГУ им. П.М. Машерова. 2012. No. 2. С. 185−193.
9. Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа / Е. Е. Левкиевская. М.: «Издательство ACT», 2000. 528 с: ил.
10. Леонович Е. О., Леонович О. А. Лингвокультурологический аспект перевода : практикум / Е. О. Леонович, О. А. Леонович. М. : ФЛИНТА : Наука, 2017. 204 с.
11. Сиф (богиня). Википедия. URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D1%84_(%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D1%8F) (дата обращения: 20.11.2017)
12. Старых О. В. Соматизмы как особый класс слов в лексической системе церковнославянского языка / О. В. Старых // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2011. No. 2(24). С. 80−85.
13. Хайруллина Р. Х. Лингвофилософия: особенности национального языкового сознания / Р. Х. Хайруллина. Уфа: изд. БГПУ, 2012. 135 с.
14. Халимулина Р. С. Мифологическая картина мира (гносеологический аспект) : автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.01 / Халимулина Римма Сабитовна. Оренбург, 2008. 18 с.
15. Щирова В. С. Соматические фразеологизмы немецкого языка в когнитивно-дискурсивном аспекте: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.04 / Щирова Виктория Сергеевна. Тамбов, 2005. 24 с.
Рецензия
Для цитирования:
Хайруллина Р.Х., Бергер В.П. ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В МИФОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ МИРА (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО, КАЗАХСКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ). Филологические науки в МГИМО. 2018;2(14):61-67. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2018-2-14-61-67
For citation:
Khayrullina R.Kh., Berger V.P. HUMAN CHARACTER IN THE MYTHOLOGICAL WORLD VIEW (ON THE MATERIAL OF THE RUSSIAN, KAZAKH AND ENGLISH LANGUAGES). Linguistics & Polyglot Studies. 2018;2(14):61-67. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2018-2-14-61-67