Эффективность цифровых и традиционных ресурсов при изучении английского языка: сравнительный анализ
https://doi.org/10.24833/2410-2423-2025-2-43-95-105
Аннотация
Различия в уровне владения английским языком, проявляющиеся в глобальных образовательных контекстах, требуют критического пересмотра методологической эффективности; традиционные педагогические подходы всё чаще демонстрируют свою недостаточность в сравнении с современными коммуникативными требованиями. Целью данного исследования было определить сравнительную эффективность цифровых и традиционных ресурсов в обучении английскому языку и выявить оптимальные подходы к интеграции для повышения уровня владения языком среди российских учащихся. Методологической основой послужил квазиэкспериментальный дизайн – 120 участников, распределённых по трём возрастным группам (подростковая подгруппа (15-17 лет), группа лиц студенческого возраста (18-22 года), взрослые учащиеся (23-40 лет). Эксперимент проходил на протяжении шести месяцев, при этом экспериментальная группа использовала цифровые платформы (Duolingo/ электронные ресурсы/ онлайн инструменты), а контрольная группа – традиционные подходы (учебники/ очное обучение/ печатные материалы). Количественные результаты показали преимущество цифровых технологий в кумулятивной оценке (82% против 75%, p≈0,016), приобретении словарного запаса (10%, p<0,01), понимании речи на слух (5%, p≈0,04) и мотивационной вовлечённости (87% против 60%, отметивших высокий интерес); преимущества в работе обратно коррелировали с возрастом: подростки продемонстрировали преимущества цифровых технологий (7-10%), молодые люди – умеренное улучшение (5%), а взрослые – незначительную разницу (<3%). Традиционные подходы сохранили превосходство в точности произношения, содействии саморегуляции (5% сообщили о снижении вовлечённости по сравнению с 10% в группе лиц, проходящих обучение в цифровом формате) и структурированной прогрессии. Учащиеся подросткового возраста показывали максимальную пользу (7-10% по всем компетенциям); молодые взрослые – умеренные улучшения (5%); зрелые учащиеся приблизились к методологической эквивалентности (<3%, p>0,05). Полученные результаты подтверждают необходимость стратегически выверенной методической интеграции – распределения ресурсов в зависимости от навыков (цифровые технологии для освоения лексики/ слухового восприятия; традиционные подходы для развития произношения) и пропорционального соотношения в зависимости от возраста (60/40→40/60 цифровых/традиционных технологий в зависимости от уровня развития). Цифровые ресурсы оптимально используются для развития лексики, рецептивных навыков/ мотивации; традиционные подходы приоритетны для артикуляционного совершенствования/ дисциплинарного усиления – с выверенной по возрасту пропорциональностью (соотношение 60/40 цифровых и традиционных ресурсов для подростков; 50/50 для молодых взрослых; 40/60 для зрелых учеников) и выбором методик в зависимости от навыков.
Ключевые слова
Об авторе
Н. Р. АбиеваРоссия
Абиева Натаван Рагимовна – кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка № 3.
Сфера научных интересов: английский язык, журналистика, связи с общественностью, социология.
119454, Москва, пр. Вернадского, 76
Список литературы
1. Азимов С. Инновации в преподавании английского языка: сравнительное исследование современных педагогических подходов / С. Азимов // Современные подходы и новые тенденции в преподавании иностранных языков. 2024. DOI: https://doi.org/10.52773/tsuull.conf.teach.foreign.lang.2024.8.5/cvlu3177.
2. Акбаров Ж. Цифровые и традиционные материалы для чтения при изучении английского языка: сравнительный анализ восприятия и результатов студентов / Ж. Акбаров, Ф. Алимова // Исследования в области преподавания и изучения английского языка. 2024. DOI: https://doi.org/10.62583/rseltl.v2i2.40.
3. Аль-Хазалех А. Влияние цифровизации на навыки аудирования у учащихся шестого класса / А. Аль-Хазалех // . 2021. DOI: https://doi.org/10.33976/IUGJEPS.V29I1.7639.
4. Альфиани Д. Разработка ресурсов цифровой грамотности на основе CEFR для мультисенсорного обучения английскому языку / Д. Альфиани, К. Хомарудин // English Education: Jurnal Tadris Bahasa Inggris. 2024. DOI: https://doi.org/10.24042/ee-jtbi.v17i1.20934.
5. Астути Э. Цифровое рассказывание историй как метод обучения разговорному английскому / Э. Астути, Т. Искарна // International Journal of Linguistics, Literature and Translation. 2022. DOI: https://doi.org/10.32996/ijllt.2022.5.11.7.
6. Винеса М. Взгляды преподавателей на интеграцию дидактических ресурсов в преподавание английского языка как иностранного / М. Винеса, П. Типан // Revista Científica de Innovación Educativa y Sociedad Actual «ALCON». 2024. DOI: https://doi.org/10.62305/alcon.v4i1.77.
7. Гелашвили В. Цифровой маркетинг и традиционный маркетинг: сравнительный анализ / В. Гелашвили // Advances in Marketing, Customer Relationship Management, and E-Services. 2021. DOI: https://doi.org/10.4018/978-1-7998-8003-5.ch003.
8. Гутьеррес М. Цифровой рассказ и традиционное повествование: преподавание английского языка студентам ANHS / М. Гутьеррес, И. Кристобаль, А. Алонзо, Р. Бустаманте // IEEE Integrated STEM Education Conference (ISEC). 2019. С. 38–41. DOI: https://doi.org/10.1109/ISECon.2019.8882047.
9. Ди С. Смешанное обучение английскому языку в колледже с использованием цифровых платформ / С. Ди // Interna tional Journal of Scientific and Engineering Applications. 2022. DOI: https://doi.org/10.7753/ijsea1111.1006.
10. Икдами М. Ресурсное обучение в цифровой среде для преподавания и изучения английского языка / М. Икдами // Register Journal. 2016. Т. 9. С. 187–226. DOI: https://doi.org/10.18326/RGT.V9I2.701.
11. Канг П. Система автономного изучения английского языка на основе цифровой обработки сигналов / П. Канг // Journal of Physics: Conference Series. 2021. Т. 1881. DOI: https://doi.org/10.1088/1742-6596/1881/4/042065.
12. Леоне С. Синергия бумажных и цифровых материалов в изучении иностранных языков / С. Леоне, Т. Лео // Knowledge Management & E-Learning. 2011. Т. 3. С. 319–341. DOI: https://doi.org/10.34105/j.kmel.2011.03.024.
13. Махди Г. Использование старых и новых методов преподавания английского языка / Г. Махди // Alford Council of International English & Literature Journal. 2024. DOI: https://doi.org/10.37854/acielj.2024.73010.
14. Мускопф А. Цифровые ресурсы для развития письменной речи на английском языке / А. Мускопф, Д. Барбоза, П. Бассани, А. Джеффрис // Springer: Smart Innovation, Systems and Technologies. 2019. С. 337–348. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-20798-4_29.
15. Насим С. Применение цифровых технологий в обучении произношению: опыт студентов из Саудовской Аравии / С. Насим, Ф. АльТамиеми, Дж. Мохаммад, А. Али // FWU Journal of Social Sciences. 2022. DOI: https://doi.org/10.51709/19951272/fall2022/5.
16. Пакдаман М. Экономическая эффективность виртуального и традиционного образования: систематический обзор / М. Пакдаман, М. Могадам, Х. Дехган, А. Дехгани, М. Намаяндех // HTAA. 2021. DOI: https://doi.org/10.18502/HTAA.V3I1.5715.
17. Рамамути В. Эффективность цифровых инструментов для обучения письму студентов ESL: систематический обзор / В. Рамамути, А. Азиз // International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. 2022. DOI: https://doi.org/10.6007/ijarbss/v12-i3/12897.
18. Сагдуллаев И. Интервальное повторение как эффективный метод изучения лексики / И. Сагдуллаев, К. Бериккызы // Вестник университета имени Ш. Уалиханова. 2022. DOI: https://doi.org/10.47526/2022-4/2664-0686.23.
19. Салаинти Э. Восприятие студентами стратегий изучения английского языка: сравнительное исследование традиционных и современных методов / Э. Салаинти, А. Фансури // КЛАСИКАЛ: Журнал по образованию, преподаванию языков и науке. 2024. DOI: https://doi.org/10.52208/klasikal.v6i2.1185.
20. Салюк Б. Цифровой сторителлинг в обучении английскому языку абитуриентов / Б. Салюк, И. Школа // Научные труды Бердянского государственного педагогического университета. Серия: Педагогические науки. 2022. С. 375–384. DOI: https://doi.org/10.31494/2412-9208-2022-1-2-375-384.
21. Том А. Онлайн-обучение английскому языку: эффективность и применение / А. Том, Н. Кумар // Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities. 2021. DOI: https://doi.org/10.21659/rupkatha.v13n2.17.
22. Фебриансях Г. Актуальность традиционных СМИ в преподавании английского языка: восприятие и вызовы / Г. Фебриансях, М. Заим, Х. Тахар // Journal of Language and Literature Studies. 2024. DOI: https://doi.org/10.36312/jolls.v4i2.1929.
23. Хонг Й. Влияние цифровых ресурсов на автономных изучающих английский язык / Й. Хонг // Frontiers in Educational Research. 2023. DOI: https://doi.org/10.25236/fer.2023.062020.
24. Хонг Й. Улучшенное изучение английского языка с использованием интегрированных интерактивных систем и глубокого обучения / Й. Хонг // Международная конференция по интерактивным интеллектуальным системам и технологиям (IIST). 2024. С. 58–63. DOI: https://doi.org/10.1109/IIST62526.2024.00056.
25. Чалак А. Восприятие традиционных и цифровых методов ментального картирования на занятиях по английскому языку / А. Чалак, В. Растгу // IJLTR. 2021. Т. 1. С. 97–115. DOI: https://doi.org/10.52547/IJLTR.1.1.97.
26. Шанду-Омукуньи Н. Преподавание дополнительного английского языка с использованием цифровых ресурсов / Н. Шанду-Омукуньи // South African Computer Journal. 2023. №35. DOI: https://doi.org/10.18489/sacj.v35i1.1109.
27. Du Q. Онлайн-платформа для изучения английского языка на основе цифровых ресурсов / Q. Du, H. Sun // Международная конференция по компьютерам, обработке информации и образованию. 2021. DOI: https://doi.org/10.1145/3456887.3457498.
28. Narayanan D. Изменение парадигм в преподавании английского языка: сравнительное исследование традиционных и цифровых подходов в Керале / D. Narayanan, G. Tungesh // IOSR Journal of Humanities and Social Science. 2024. DOI: https://doi.org/10.9790/0837-2912062326.
29. Xie X. Влияние цифрового игрового обучения на грамматические навыки школьников в Китае / X. Xie, H. Huang // ECE Official Conference Proceedings. 2022. DOI: https://doi.org/10.22492/issn.2188-1162.2022.30.
Рецензия
Для цитирования:
Абиева Н.Р. Эффективность цифровых и традиционных ресурсов при изучении английского языка: сравнительный анализ. Филологические науки в МГИМО. 2025;11(2):95-105. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2025-2-43-95-105
For citation:
Abieva N.R. The Efficiency of Digital and Traditional Resources in Learning English: A Comparative Analysis. Linguistics & Polyglot Studies. 2025;11(2):95-105. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2025-2-43-95-105