Педагогические условия формирования качеств вторичной языковой личности студентов экономических направлений подготовки
https://doi.org/10.24833/2410-2423-2025-2-43-117-130
Аннотация
В условиях цифровизации, интеграции технологий искусственного интеллекта (ИИ), общего искусственного интеллекта, ChatGPT, других приложений ИИ, а также методов идентификации языка с помощью искусственного интеллекта в многоязычных средах особое значение начинает приобретать антропологическая парадигма современного образования, которая ставит в центр образовательного процесса личность обучаемого с его персональными, когнитивными, культурными и профессиональными потребностями. Современные педагогические условия для дальнейшей подготовки профессионалов в сфере экономики, бизнеса и финансов в вузе требуют учёта новых факторов, включая интеграцию цифровых инструментов, таких как технологии искусственного интеллекта, однако ключевая роль остаётся за методически обоснованным развитием качеств личности и профессионально-ориентированных компетенций. Новые контуры быстро меняющейся образовательной среды трансформируют традиционные подходы к образовательной практике. Основные мегатенденции ставят новые задачи в обучении навыкам самоидентификации на втором языке. Исследование посвящено разработке педагогических условий, направленных на эффективное профессиональное становление студентов экономических специальностей через формирование качеств вторичной языковой личности. В качестве гипотезы исследования мы выдвигаем возможность интеграции языкового обучения с профессионально-ориентированными задачами с целью формирования качеств вторичной языковой личности обучающихся. Основное внимание в статье уделяется эффективности и необходимости погружения студентов экономических направлений подготовки в профессиональный контекст их деятельности на иностранном языке. Методология исследования включает анализ и обобщение научных источников, систематизацию педагогических условий формирования качеств вторичной языковой личности студентов экономических направлений подготовки. Результатом исследования служит определение ведущих качеств вторичной языковой личности экономиста (рациональность, адаптивность, антиципация, оперативность, коммуникативность, инициативность), выделение на их основе функций профессиональной деятельности экономиста, предложение конкретных педагогических условий, способствующих их формированию.
Практическая значимость исследования заключается в предложенных педагогических условиях, которые могут быть внедрены в образовательный процесс для повышения качества подготовки студентов экономических направлений, а также в создании системных подходов к изучению иностранного языка в условиях профессионального контекста. Перспективы будущих исследований заключаются в разработке диагностических инструментов для определения степени сформированности черт вторичной языковой личности, адаптивных траекторий обучения с учётом когнитивных стилей студентов и интеграции технологий искусственного интеллекта в процесс формирования профессионального дискурса. Их внедрение позволит создать интегрированную систему подготовки экономистов, адаптированную к вызовам современного рынка труда.
Об авторах
С. А. БояркоРоссия
Светлана Андреевна Боярко — старший преподаватель, аспирант.
Научные интересы: теория и методика преподавания иностранных языков и культур, межкультурная коммуникация, психолингвистика, психология личности, экономическое образование.
236041, Калининград, ул. Александра Невского, 14
А. О. Бударина
Россия
Анна Олеговна Бударина — доктор педагогических наук, профессор, руководитель образовательно-научного кластера «Институт образования и гуманитарных наук».
Научные интересы: теория и методика профессионального лингвистического образования, межкультурная коммуникация, проектирование образовательных сред, проблемы лингводидактического тестирования.
Scopus Author ID: 57208750476
236041, Калининград, ул. Александра Невского, 14
Список литературы
1. Багаев А.В. К вопросу о формировании профессиональной личности // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2015. № 4. С. 12−22.
2. Боярко С.А. К вопросу о сущности понятия вторичной языковой личности будущих экономистов // Мир педагогики и психологии. 2022. № 12(77). С. 104−107.
3. Боярко С.А. Модель формирования качеств вторичной языковой личности экономиста // Самарский научный вестник. 2024. Т.13. №4. С.118–123.
4. Боярко С.А. Психолингвистический подход к формированию качеств вторичной языковой личности будущих экономистов // Мир науки. Педагогика и психология. 2024. Т.12. №5 // https://mir-nauki.com/PDF/70PDMN524.pdf (дата обращения 25.01.2025).
5. Бударина А.О. Методология и технологии формирования профессиональной универсальности лингвистов: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. Калининград, 2011. 50 с.
6. Демьянков В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века // Язык и наука конца ХХ века. М.: Институт языкознания РАН, 1995. С. 239−320.
7. Ипполитова Н.В., Стерхова Н.С. Анализ понятия “педагогические условия”: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. С. 8−14.
8. Лысевич А., Тихонов Ф. Амвросиаст: история появления имени. БВ 2021. С. 109−118.
9. Мищенко В.А. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности у студентов вузов / В.А. Мищенко, И.А. Тенюнина, С.П. Беловолова, и др. // Сибирский педагогический журнал. 2012. №3. С. 54−59.
10. Писарчик А.Н. Методология дизайна нейрофизиологических экспериментов с предъявлением визуальных стимулов для оценки уровня владения иностранным языком / А.Н. Писарчик, В.С. Хорев, А.А. Бадарин, и др. // Известия вузов. ПНД. 2023. Т. 31, №2. С. 202−224.
11. Рапай К. Культурный код: как мы живём, что покупаем и почему. М.: Альпина Паблишер, 2019. 236 с.
12. Филатова З.М. Педагогические условия, структура и содержание профессиональной подготовки преподавателей вуза к созданию и использованию электронных учебно-методических комплексов [Электронный ресурс] // Современные наукоёмкие технологии. 2016. №11 (часть 2). С. 386−391, https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36421 (дата обращения: 03.02.2025).
13. Халеева И.И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста // Язык – система. Язык – текст. Язык – способность. М.: Институт русского языка РАН, 1995. С. 277−286.
14. Bataev V.V. Multi-factor analysis and operation optimization for the implementation of foreign economic activity AT an in dustrial enterprise // Vestnik of Samara State Technical University. Technical Sciences Series. 2021. vol. 29, no.3, P. 6−37.
15. Benet-Martínez V. Multiculturalism: Cultural, Social, and Personality Processes. In: Kay Deaux & Mark Snyder (eds.), Oxford Handbook of Personality and Social Psychology, 623–648. Oxford: Oxford University Press, 2012.
16. Budarina A.O. Second language identity: the Present and Future of Multi-Agent Interaction in Cross-Cultural and Socio-Cultural Contexts of Teacher Education // Professionalism in Education. Bridging Theory and Practice to Transform Professional Learning. 2025. vol 2. P.11−19.
17. Cheng Ch.-Y., Lee F., Benet-Martínez, V. Assimilation and Contrast Effects Incultural Frame-Switching: Bicultural Identity Integration (BII) and Valence of Cultural Cues. Journal of Cross-Cultural Psychology, 2006. No. 37, 742–760.
18. Demirezen M. Relations between psycholinguistic approach and foreign language learning and teaching. Ondokuz Mayis University Journal of Education Faculty. 2014. №17(1). P. 33−44.
19. Halualani R. The Handbook of Critical Intercultural Communication. Wiley, 2010.
20. Honari-Jahromi M. Neural Representation of Words within Phrases: Temporal Evolution of Color-Adjectives and Object-Nouns during Simple Composition / Honari-Jahromi M., Chouinard B., Blanco-Elorrieta E., Pylkkanen L., et al. // PLoS ONE, 2021. Vol. 16, No. 3, e0242754.
21. Levelt W. Speaking: From Intention to Articulation. Cambridge, MA: MIT Press, 1989.
22. Martin J.N. Intercultural Communication in Contexts /J.N. Martin, T.K. Nakayama. New York: McGraw-Hill, 2013.
23. Malovrh P.A. Second Language Identity: Awareness, Ideology, and Assessment in Higher Education / Paul A. Malovrh, Nina Moreno. Cambridge University Press, 2023. Available at: https://lib.ugent.be/catalog/ebk01:27857886200041.
24. Nguyen A.-M. T., Benet-Martínez V. Biculturalism and Adjustment: A Meta-Analysis / A.-M. T. Nguyen, V. Benet-Martínez //Journal of Cross-Cultural Psychology, 2013. 44(1), 122–159.
25. Privalova I.V. Methods of Psycholinguistic Research as Possible Cognitive Approaches to Linguistic Data Processing. // Multi modality, Digitalization and Cognitivity in Communication and Pedagogy. Humanities - Arts and Humanities in Progress, vol 20. Springer, Cham, 2021.
26. Rotter J.B. Generalized Expectancies for Internal Versus External Control of Reinforcement. Psychological Monographs, 1966. 80, 1, No. 609.
27. Shuang L. Cross-Cultural Adaptation: An Identity Approach. In: Handbook of Intercultural Communication, Ed. by Ling Chen. Ch. 20, De Gruyter, 2017. 437–455. Available at: https://www.researchgate.net/publication/320094332
28. Slobodchikov V.I. Co-Being Educational Community – the Source of Development and the Subject of Education. Izvestia of Saratov University. New Series. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2010. 2 (10), 3.
29. Tomlinson M., Jackson D. Professional identity formation in contemporary higher education students / M. Tomlinson, D. Jackson //Studies in Higher Education, 2019. №46(4). P.885–900.
30. Zheng M. Intercultural Competence in Intercultural Business Communication. //Open Journal of Social Sciences, 2015. P.197−200.
Рецензия
Для цитирования:
Боярко С.А., Бударина А.О. Педагогические условия формирования качеств вторичной языковой личности студентов экономических направлений подготовки. Филологические науки в МГИМО. 2025;11(2):117-130. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2025-2-43-117-130
For citation:
Boyarko S.A., Budarina A.O. Pedagogical Conditions for Designing the Qualities of Second Language Identity of University Students of Economics. Linguistics & Polyglot Studies. 2025;11(2):117-130. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2025-2-43-117-130