Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

Измеряемые аспекты овладения языком

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2025-3-44-10-23

Аннотация

В данной статье исследуются количественно измеряемые аспекты овладения языком, такие как объём инпута (воспринимаемого речевого материала) и размер словарного запаса. В свете того, что методика языкового образования в конце ХХ века разочаровалась в поиске идеального метода изучения языка, подчёркивается необходимость новой теоретической основы, которая будет учитывать имеющиеся исследовательские данные. Теория усвоения неродного языка С. Крашена описывается как наиболее значительный вклад в достижение этой цели. Обсуждаются гипотезы Крашена об усвоении и изучении языка, естественном порядке усвоения языковых структур, редакторе, понятном инпуте и эмоциональном фильтре. Выдвигается теория, что в основе усвоения языка лежит статистическая обработка инпута мозгом. Приводятся ссылки на данные о процессе усвоения родного языка и изучении иностранных языков полиглотами, подтверждающие этот тезис. Рассматриваются требования к оптимальному инпуту, что приводит к вопросу о достаточном объёме инпута (измеряемого количеством слов). Анализируются релевантные данные из области усвоения родного языка, корпусной лингвистики и полиглотии. Затем изучается вопрос о размере словарного запаса, соответствующего разным уровням языковой компетенции, с учётом оценок, опубликованных в полиглотической литературе, исследованиях на основе экзаменов и интернет-источниках. В заключение утверждается, что для достижения среднего уровня владения иностранным языком (B1–B2 по европейской системе) требуется инпут в количестве около 1 млн. слов, тогда как для усвоения родного языка в детстве необходимо в несколько десятков раз больше. Этот результат может служить ориентиром для разработки учебных программ и материалов по иностранным языкам. На этой основе предлагаются некоторые практические рекомендации для усовершенствования языкового образования, а именно необходимость большего количества речевого общения с детьми, учёта инпута в учебном процессе, более широкого использования аудио- и видеоматериалов, стимулирования экстенсивного чтения, поощрения работы студентов с интересующим их тематическим материалом и внимания к их мотивации. Наконец, подчёркивается важность проведения дальнейших количественных исследований в области овладения языком.

Об авторе

Г. А. Казаков
Московский государственный институт международных отношений (университет), МИД России
Россия

Григорий Александрович Казаков – кандидат филологических наук, PhD, ответственный секретарь журнала «Linguistics & Polyglot Studies» («Филологические науки в МГИМО»), доцент кафедры английского языка №3

119454, Москва, пр. Вернадского, 76



Список литературы

1. Английский язык. Discovering British History / Н. С. Измайлова, С. Д. Камалова, А. Е. Локонова и др.; под ред. М. М. Конколь, Г. А. Казакова. М.: МГИМО-Университет, 2022. 144 с.

2. Английский язык. Социология: новые перспективы / А. О. Козьмин, Н. В. Панич, Д. И. Милюхина и др.; под ред. Г. А. Казакова. М.: МГИМО-Университет, 2024. 232 с.

3. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1965. 227 с.

4. Бигулов А.К. Эксперимент по применению методики гиперинтенсива по вхождению в разговорную практику немецкого языка только во взаимодействии с ИИ-тьюторами // Теория речевой деятельности – новая парадигма в науке о языке. Воронеж: Научная книга, 2025. С. 60–61.

5. Вулф М. Пруст и кальмар: нейробиология чтения. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2020. 384 с.

6. Гуннемарк Э. Искусство изучать языки. Изд. 2-е. СПб.: Тесса, 2002. 208 с.

7. Иванов Вяч. Вс. Чет и нечет: асимметрия мозга и знаковых систем. М.: Сов. радио, 1978. 184 с.

8. Казаков Г.А. Съезд полиглотов в Братиславе: Polyglot Gathering 2017 // Вопросы психолингвистики, 2017, №3 (33). С. 258–260.

9. Казаков Г. Параллельный перевод как инструмент овладения иностранным языком // Translatoryka i glottodydaktyka: od teorii do praktyki. Gdansk: Wydawnictwo Uniwersytetu Gdańskiego, 2019. С. 189–199.

10. Казаков Г.А. Сколько нужно инпута для овладения языком: данные детской речи, корпусной лингвистики и полиглотии // Теория речевой деятельности: вызовы современности. М.: Канцлер, 2019. С. 245–246.

11. Казаков Г.А. Английский язык. Discovering Shakespeare / Г. А. Казаков, С. С. Шеменкова; под ред. Т. А. Ивушкиной. М.: МГИМО-Университет, 2024. 162 с.

12. Никуличева Д.Б. Как найти свой путь к иностранным языкам: лингвистические и психологические стратегии полиглотов. М.: Флинта: Наука, 2009. 304 с.

13. Пинкер С. Язык как инстинкт. М.: УРСС, 2004. 456 с.

14. Aleshkevich-Suslov Ya. Assessing successive learning acceleration in Germanic languages: a research paradigm proposal // Филологические науки в МГИМО. 2022. Vol. 8, No. 3. P. 35–46. DOI: 10.24833/2410-2423-2022-3-32-35-46.

15. Crystal D. The Cambridge Encyclopedia of Language. Cambridge University Press, 1987. 472 p.

16. Dearman R. Using TV, Anki, and subtitles to learn a language. Paper presented at Polyglot Gathering 2017. Bratislava, 01.06.2017.

17. Fry D. Homo Loquens. Man as a Talking Animal. Cambridge University Press, 1978. 177 p.

18. Hart B. The early catastrophe: The 30 million word gap by age 3 / B. Hart, T. Risley // American Educator, 2003 (spring). P. 4–9.

19. Kaufmann S. The Linguist: A Personal Guide to Language Learning. Canada, 2003. 146 p.

20. Krashen S. Principles and Practice in Second Language Acquisition. New York: Phoenix ELT, 1995. 202 p.

21. Krashen S. Polyglots and the comprehension hypothesis // Turkish Online Journal of English Language Teaching, 2017, vol. 2, no. 3. P. 113–119.

22. Milton J. Vocabulary size and the Common European Framework of Reference for Languages / J. Milton, T. Alexiou // Vocabulary Studies in First and Second Language Acquisition. London: Palgrave Macmillan, 2009. P. 194–211.

23. Nation P. How much input do you need to learn the most frequent 9,000 words? // Reading in a Foreign Language, 2014, vol. 26, no. 2. P. 1–16.

24. Richards J. Approaches and Methods in Language Teaching / J. Richards, T. Rodgers. 2nd ed. Cambridge University Press, 2007. 270 p.

25. Seikei Freshers’ English Extensive Reading Teacher’s Manual. 3rd ed. Tokyo: Seikei Institute for International Studies (Seikei University), 2015. 18 p.


Рецензия

Для цитирования:


Казаков Г.А. Измеряемые аспекты овладения языком. Филологические науки в МГИМО. 2025;11(3):10-23. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2025-3-44-10-23

For citation:


Kazakov G.A. Quantifiable Aspects of Language Acquisition. Linguistics & Polyglot Studies. 2025;11(3):10-23. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2025-3-44-10-23

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)
ISSN 2782-3717 (Online)