Практики и идеологии многоязычного образования на основе родного языка: пример тибетского языка в Непале
https://doi.org/10.24833/2410-2423-2025-3-44-55-65
Аннотация
В Непале говорят на 123 плюс 6 языках, что делает его многоязычной, многоэтнической и многокультурной страной. Политика государства включает в себя многоязычное образование на основе родного языка (МООРЯ) в начальной школе, поскольку в Непале учатся дети из разных этнических групп. В данной статье критически рассматривается практика заинтересованных сторон, в основном учеников, учителей и директора, в отношении МООРЯ применительно к тибетскому языку в непальских государственных школах (тибетский язык является миноритарным в Непале). Предпринимается обзор литературы для демонстрации различных взглядов на вопрос образования на основе родного языка в непальской академической среде. Основной целью исследования было изучение практики и идеологии заинтересованных сторон в отношении реализуемого в непальских школах МООРЯ на примере тибетского языка. Исследование следует квалитативному подходу и использует дизайн исследования на основе конкретной ситуации (case study). В качестве пространства исследования была намеренно выбрана школа в Катманду. Методами сбора данных были интервью, фокус-группа и наблюдение, включая исследовательский дневник. Полученные данные были расшифрованы и переведены на английский язык с непальского до их тематического кодирования. Результаты исследования показывают, что МООРЯ применительно к тибетскому языку оказывает положительное влияние на качество образования. Тибетский язык использовался в качестве средства обучения для того, чтобы учащиеся понимали текст и контекст. Однако его внедрение оказалось неэффективным по ряду причин, таких как отсутствие учебной программы, учебников, методических материалов, соответствующих методик преподавания и квалифицированных учителей в школе. Озабоченность родителей и руководства школы ещё предстоит изучить. Полученные результаты могут быть применены для реформирования политики, практики и подготовки учителей в сфере МООРЯ применительно к тибетскому языку в Непале.
Об авторах
А. БишовкармаНепал
Айта Бишовкарма – PhD, председатель Непальского общества геолингвистики и сотрудник кафедры английского языка кампуса международных языков
Катманду
Б. Р. Бишвокарма
Непал
Бабу Рам Бишвокарма – генеральный секретарь Непальского общества геолингвистики, и преподаватель кафедры английского языка кампуса Санотхими
Катманду
Список литературы
1. Aahuti. Nepalma Verna Vyavasthara Verga Sangharsa [Caste System and Class Struggle in Nepal]. Kathmandu: Phoenix Books, 2019. 279 p.
2. Awasthi, L.D. Exploring Monolingual School Practices in Multilingual Nepal. PhD Dissertation. Danish University of Education, 2004. 356 p.
3. Barron, S. Why Language Matters for the Millennium Development Goals. Bangkok: UNESCO, 2012. 54 p.
4. Bishowkarma, A. Critical Pedagogy in Multilingual Classrooms in Nepal. PhD Dissertation. Tribhuvan University, 2021. 486 p.
5. Bishowkarma, A. Multilingualism Education: Policy, Practice and Local Understanding. MPhil Thesis. Tribhuvan University, 2015. 350 p.
6. Bourdieu, P. Outline of a Theory of Practice. Cambridge: Cambridge University Press, 1977. 248 p.
7. Cohen, L., et al. Research Methods in Education. 6th edition. London: Routledge, 2007. 638 p.
8. Crookes, G. The practicality and relevance of second language critical pedagogy. Language Teaching, 2010, vol. 43, no. 3. P. 333–348.
9. Crookes, G. Radical language teaching. The Handbook of Language Teaching. Blackwell Publishing, 2009. P. 595–609.
10. Creswell, J. Research Design: Qualitative, Quantitative and Mixed Method Approaches. 3rd ed. Thousand Oaks: Sage Publications, 2009. 270 p.
11. Creswell, J., et al. Advanced mixed methods research designs. Handbook of Mixed Methods in Social & Behavioral Research. Thousand Oaks: Sage Publications, 2003. P. 209–240.
12. Crystal, D. Language Death. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. 198 p.
13. Farr, M., & Song, J. Language ideologies and policies: Multilingualism and education. Language and Linguistics Compass, 2011, vol. 5, no. 9. P. 650–665.
14. Fillmore, N. Mother tongue-based multilingual education in Nepal: Past, present, and emerging trends. Annual Review of Comparative and International Education 2019. Emerald Publishing, 2020. P. 231–254. DOI: 10.1108/S1479-367920200000039020.
15. Khanal, B. Students’ Perception of Teaching Styles and Use of Learning Strategies. MPhil Thesis. Tribhuvan University, 2011. 249 p.
16. Kroskrity, P.V. Language ideologies – Evolving perspectives. Society and Language Use. John Benjamins, 2010. P. 192–211.
17. Kroskrity, P.V. Language renewal as sites of language ideological struggle: The need for “ideological clarification”. Indigenous Language Revitalization: Encouragement, Guidance & Lessons Learned. North Arizona University, 2009. P. 71–83.
18. Kumaravadivelu, B. Understanding Language Teaching: From Method to Postmethod. New York: Routledge, 2006. 276 p.
19. La Belle, T.J., & Ward, C.R. Multiculturalism and Education: Diversity and Its Impact on Schools and Society. SUNY Press, 1994. 233 p.
20. Malone, S. Mother tongue-based multilingual education: Implications for education policy. Seminar on Education Policy and the Right to Education: Towards More Equitable Outcomes for South Asia’s Children. Kathmandu, 17–20 September 2007. 8 p.
21. Mohanty, A.K. Multilingual education: A bridge too far. Social Justice through Multilingual Education, 2009, 7. P. 3–16.
22. National Population and Housing Census 2021: National Report. Kathmandu: National Statistics Office, 2023. 598 p.
23. Paudel, J.R. Mother Tongue based Multilingual Education (MT-MLE): Teachers’ Language Ideologies. Journal of NELTA Surkhet, 2018, 5. P. 28–40.
24. Phyak, P. Language ideologies and local languages as the medium-of-instruction policy: A critical ethnography of a multilingual school in Nepal. Language Planning for Medium of Instruction in Asia. Routledge, 2015. P. 127–143.
25. Reyes-Blanes, M.E., & Daunic, A.P. Culturally responsive pedagogy: An imperative approach to instruction. The Journal of Educational Issues of Language Minority Students, 1996, 17, special issue. P. 103–119.
26. Sah, P.K. English as a medium of instruction, social stratification, and symbolic violence in Nepali schools: Untold stories of Madhesi children. Multilingual Education in South Asia. Routledge, 2022. P. 50–68.
27. Schaffner, J., et al. Evaluation of secondary school teacher training under the School Sector Development Programme in Nepal. International Initiative for Impact Evaluation, 2021. 78 p.
28. Shor, I. Critical Teaching and Everyday Life. Black Rose Books, 1980. 270 p.
29. Taylor, S.G. Multilingual societies and planned linguistic change: New language-in-education programs in Estonia and South Africa. Comparative Education Review, 2002, vol. 46, no. 3. P. 313–338.
30. Tupas, R. The mother tongue in nation building: The (un)making of a postcolonial nation. Lingua, 2023, vol. 18, no. 2. P. 176–186.
31. Tupas, R. Intercultural education in everyday practice. Intercultural Education, 2014, vol. 25, no. 4. P. 243–254.
32. Tupas, R., & Sercombe, P. Language, education and nation-building in Southeast Asia: An introduction. Language, Education and Nation-Building: Assimilation and Shift in Southeast Asia. London: Palgrave Macmillan, 2014. P. 1–21.
33. Uzoma, A.P. Language, a vehicle for sustainable development in the 21st century. Humanity & Social Sciences Journal, 2016, vol. 11, no. 1. P. 8–12. DOI: 10.5829/idosi.hssj.2016.11.1.1160.
34. Vygotsky, L. Mind in Society: The Development of Higher Psychological Processes. Harvard University Press, 1978. 159 p.
Рецензия
Для цитирования:
Бишовкарма А., Бишвокарма Б.Р. Практики и идеологии многоязычного образования на основе родного языка: пример тибетского языка в Непале. Филологические науки в МГИМО. 2025;11(3):55-65. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2025-3-44-55-65
For citation:
Bishowkarma A., Bishowkarma B.R. Practices and Ideologies of Mother-Tongue-Based Multilingual Education: A Case Study of Tibetan in Nepal. Linguistics & Polyglot Studies. 2025;11(3):55-65. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2025-3-44-55-65