Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

Пересечение языка и класса в литературе

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2025-3-44-114-123

Аннотация

Художественная литература является благоприятным фоном, который ярко высвечивает социальные различия языковыми средствами. Взаимодействие языка и класса в образах представителей высших классов имеет особый, на первый взгляд незаметный и тонкий характер, ибо представители привилегированных классов отличаются грамотной речью, по- ставленной в элитных университетах, и такими очевидными преимуществами классического образования, как 1) знание иностранных языков, 2) навыки абстрактного и логического мышления, 3) умение творчески подходить к использованию языка и 5) начитанность, выражающаяся в ссылках на произведения художественной литературы, отражающих культуру и язык представителей высших классов. Всё это вместе взятое формирует социальный диалект, или социолект, способствующий сохранению высшими классами своего привилегированного положения в обществе и отмежеванию от «других». Знание иностранных языков проявляется как в использовании отдельных фраз и выражений, так и в умении грамотно и уместно употреблять заимствованные слова, что придаёт речи официальный и формальный характер и служит яркой социальной характеристикой, отличающей представителей высших классов от других слоёв общества. Навыки абстрактного и логического мышления находят своё отражение в использовании абстрактных существительных и фраз, которые часто воспринимаются как странные, чуждые и непонятные и выполняют функцию социального дистанцирования или отвлечения внимания от серьёзных проблем, возникающих в обществе. Особенностью речи представителей высших классов является творческий подход к использованию языка, умение играть словами и изобретать новые, что раскрывает творческий потенциал и образованность представителей изучаемого класса, а также более тонкая, не для всех очевидная ирония, сарказм и недосказанность – наиболее скрытые средства выражения отношения. Культурный фон привилегированной части британского общества создаётся литературой, писателями и театральными представлениями, вызывающими дискуссии в своём кругу, а также ежегодными мероприятиями, членством в клубах и ассоциациях, которые отражают интересы и характерную в связи с этим речь представителей высших классов.

Об авторе

Т. А. Ивушкина
Московский государственный институт международных отношений (университет), МИД России
Россия

Татьяна Александровна Ивушкина – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой английского языка №3

119454, Москва, пр. Вернадского, 76



Список литературы

1. Agha A. Language and Social Relations. Cambridge University Press, 2007. 427 p.

2. Aitchison J. Language Change: Progress or Decay? Cambridge: Cambridge University Press, 2013. 298 p.

3. Archer J. Not A Penny More, Not A Penny Less. St. Martin’s Paperbacks, 2004. 305 p.

4. Archer J. A Prisoner of Birth. Pan Books, 2008. 616 p.

5. Bernstein M. Identity Politics //Annual Review of Sociology, 2005, vol. 31. P. 47−74. DOI: 10.1146/annurev.soc.29.010202.100054.

6. Bourdieu P. Language and Symbolic Power. Cambridge: Polity Press, 1991. 291 p.

7. Blommaert J. Discourse: A Critical Introduction. Cambridge University Press, 2005. 299 p. DOI: 10.1017/CBO9780511610295.

8. Bucholz M. Locating identity in language / M. Bucholz, K. Hall // Language and Identities. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2010. P. 18−28. DOI: 10.1515/9780748635788-006.

9. Caramelli N. Concrete and Abstract Nouns in School Age Children / N. Caramelli, A. Setti, D. Maurizzi // Psychology of Language and Communication, 2004, vol. 8, no. 2. P. 19−34.

10. Carter R. Seeing Through Language: A Guide to Styles of English Writing / R. Carter, W. Nash. B. Blackwell, 1990. 267 p.

11. Clark J.M. Dual Coding Theory and Education / J. M. Clark, A. Paivio // Educational Psychology Review, vol. 3, no. 3. P. 149−210.

12. Coupland N. Style: Language Variation and Identity. Cambridge University Press, 2007. 209 p. DOI: 10.1017/CBO9780511755064.

13. Cravery B. The Age of Conversation. New York: New York Review Books, 2005. 488 p.

14. Crystal D. The Cambridge Encyclopedia of English. Cambridge: Amazon Publishers, 2010.

15. Fellowes J. Past Imperfect. Phoenix, 2009. 516 p.

16. Fox K. Watching the English. The Hidden Rules of English Behaviour. Hodder, 2004. 324 p.

17. Gumperz J.J. Discourse Strategies. Cambridge: Cambridge University Press, 1983. 225 p.

18. Joseph D.L. Emotional intelligence: An integrative meta-analysis and cascading model / D. L. Joseph, D. A. Newman // Journal of Applied Psychology, 2010, vol. 95, no. 1. P. 54–78. DOI: 10.1037/a0017286.

19. Halliday M.K. Linguistic Studies of Text and Discourse / M. K. Halliday, J. Webster. London: Continuum, 2002. 301 p.

20. Heffer S. Strictly English: The Correct Way to Write and Why It Matters. Random House, 2010. 322 p.

21. Ishiguro K. The Remains of the Day. Faber & Faber, 1999. 258 p.

22. Ивушкина Т.А. Аллюзивные элементы в романах Past Imperfect Джулиана Феллоуз и Rules and Civility Aмора Таулиз в социолингвистическом и сопоставительном аспектах // Филологические науки в МГИМО, 2019, №3 (19). C. 74−82. DOI: 10.24833/2410-2423-2019-3-19-74-82.

23. Ivushkina T. Literary Words of Foreign Origin as Social Markers in Jeffrey Archer’s Novels // Russian Journal of Linguistics, 2020, vol. 24, no. 4. P. 816−830. DOI: 10.22363/2687-0088-2020-24-4-816-830.

24. Ivushkina T. Social Implications of Borrowings: British-American Parallels Through Literature //Acta Universitatis Sapientiae, Philologica, 2023, vol. 15, no. 3. P. 1−16. DOI:10.2478/ausp-2023-0024h.

25. Khokhlova N. Understanding of abstract noun in linguistic disciplines // Social and Behavioral Sciences, 2014, no. 136. P. 8−11. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.05.278.

26. Labov W. Language in the Inner City: Studies in the Black English Vernacular // Foundations of Language, 1975, vol. 13, no. 1. P. 95−118.

27. Milroy J. Historical description and the ideology of the standard language // The Development of Standard English, 1300−1800: Theories, Descriptions, Conflicts / L. Wright ed. Cambridge: CUP, 2000. P. 11−28.

28. Nicholls D. One Day. Vintage Books, 2009. 435 p.

29. Nicholls D. Us. Hodder, 2020. 403 p.

30. Pierce C.S. Pierce on Signs. University of North Carolina Press, 1991. 284 p.

31. Renouf A. Shall we hors d’oeuvres? The Assimilation of Gallicisms into English // Lexique, Syntaxe et Lexique-Grammaire. Syntax, Lexis & Lexicon-Grammar: Papers in Honour of Maurice Gross. John Benjamins, 2004. DOI: 10.1075/lis.24.42ren.

32. Ross, A.S.C. Noblesse Oblige / A. S. C. Ross, N. Mitford, E. Waugh. London: Hamish Hamilton, 1956.

33. Sidnell, J. The Typology and Social Pragmatics of Interlocutor Reference in Southeast Asia / J. Sidnell, L. Fleming // The Journal of Asian Linguistic Anthropology, 2020, vol. 2, no. 3. P. 1−20. DOI: 10.47298/jala.v2-i3-a1.

34. Silverstein M. Indexical Order and the Dialectics of Sociolinguistic Life // Language and Communication, 2003, vol. 23, no. 3−4. P. 193−229.

35. Schwanenflugel P.J. Context availability and the Development of Word Reading Skill // Journal of Literacy Research, 1996, vol. 28, no. 1. P. 35−54. DOI: 10.1080/10862969609547909.

36. Tejfel H. The achievement of inter-group differentiation // Differentiation Between Social Groups: Studies in the Social Psychology of Intergroup Relations / H. Tajfel ed. London: Academic Press, 1978. P. 77−100.

37. Townsend S. Number Ten. Penguin Books, 2012. 324 p.

38. Trudgill P. Standard and Non-Standard Dialects of English in the United Kingdom: Problems and Policies // International Journal of Sociology of Language, 1979, no. 21. P. 9–24. DOI: 10.1515/ijsl.1979.21.9.

39. Rediscovering the Social Group: A Self-Categorization Theory / J. C. Turner, M. A. Hogg, P. J. Oakes, et al. Oxford: Blackwell, 1987. 239 p.

40. Wodak R. Language, Power and Ideology: Studies in Political Discourse. Amsterdam: John Benjamins, 1989. 288 p. DOI: 10.1075/ct.7.


Рецензия

Для цитирования:


Ивушкина Т.А. Пересечение языка и класса в литературе. Филологические науки в МГИМО. 2025;11(3):114-123. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2025-3-44-114-123

For citation:


Ivushkina T.A. The Intersection of Language and Class in Literature. Linguistics & Polyglot Studies. 2025;11(3):114-123. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2025-3-44-114-123

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)
ISSN 2782-3717 (Online)