УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «РУССКИЙ ЯЗЫК» В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
https://doi.org/10.24833/2410-2423-2019-1-17-63-69
Аннотация
В статье рассматривается специфика обучения русскому языку как родному и как неродному в системе языковой подготовки. Эта специфика определяется тем, что при одинаковом содержании учебного предмета «Русский язык», пути усвоения языковых единиц и формирования речевых навыков у носителей и неносителей языка происходит по-разному. В связи с этим рассматриваются проблемы мотивационного, содержательного характера. Авторы приходят к выводу, что усвоение второго языка сопровождается усвоением новой языковой картины мира. Взаимосвязанное изучение языка и культуры способствует в конечном итоге формированию билингвальной личности, способной использовать средства русского и родного языков с учётом специфики национальных культур. Обосновывается необходимость и целесообразность разработки разных методик обучения русскому языку как родному и как неродному, а также важность создания специальных учебников русского языка для носителей и неносителей русского языка. Авторы убеждены, что в современных условиях необходима разработка национально-ориентированных учебников русского языка, учитывающая специфику родного языка учащихся, тем более что в некоторых национальных республиках работа по данному направлению ведётся давно.
Об авторах
Р. Р. ЗамалетдиновРоссия
Замалетдинов Радиф Рифкатович – доктор филологических наук, профессор института филологии и межкультурной коммуникации
420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18
З. Ф. Юсупова
Россия
Юсупова Зульфия Фирдинатовна – кандидат педагогических наук, доцент института филологии и межкультурной коммуникации
420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18
К. З. Закирьянов
Россия
Закирьянов Кабир Закирьянович – доктор филологических наук, профессор – филологический факультет
450076, г. Уфа, ул. Заки Валиди, д. 32
Список литературы
1. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. 1995. № 1. С. 37–67.
2. Воробьев В.В., Саяхова Л.Г. Русский язык в диалоге культур: Учебное пособие: Элективный курс для 10-11 классов школ гуманитарного профиля. М.: Ладомир, 2006. 286 с.
3. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1986. 452 с.
4. Зайнуллин М.В., Зайнуллина Л.М. Общие проблемы лингвокультурологии: Курс лекций. Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. 206 с.
5. Замалетдинов Р.Р. Теоретические и прикладные аспекты татарской лингвокультурологии. Казань: Магариф, 2009. 351 с.
6. Закирьянов К.З. Современный учебник русского языка для нерусских школ: каким он должен быть // Вестник Башкирского университета. 2017. Том 22. № 4. С. 1131–1140.
7. Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» (от 24.07.1998 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998, № 31.
8. Закон Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» (от 21.01.1999 г.). Уфа, 1999.
9. Закон Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республики Татарстан». Казань: Тат.кн.изд-во, 2005. 68 с.
10. Корнилов О.А. Языковая картина мира как производные национальных менталитетов: Учебное пособие. 4-е изд-е. М.: КДУ, 2014. 348 с.
11. Сабаткоев Р.Б. Учебник как основное средство обучения русскому языку в школе // Роль учебно-методических комплектов по русскому языку в реализации межъязыковых и межкультурных связей: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Уфа, 29-30 ноября 2006 г.). Уфа: Изд-во БГПУ, 2006. С. 20-22.
12. Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» (от 07.06.2005 г.). М., 2005.
13. Харакоз П.И. Основы методики обучения русскому языку в киргизской восьмилетней школе. Изд-е 3-е. Фрунзе: Мектеп, 1983. 352 с.
14. Хайруллина Р.Х. Фразеологическая картина мира: от мировидения к миропониманию. Уфа: Изд-во БГПУ, 2000. 285 с.
15. Хайруллина Р.Х. Лингвистика межкультурных коммуникаций: Курс лекций. Уфа: Изд-во БГПУ, 2005. 138 с.
16. Шакирова, Л.З. Методика преподавания русского языка (на материале национальных школ) / Л.З. Шакирова, Р.Б. Сабаткоев. С.Пб: Просвещение; Казань: Магариф, 2003. 352 с.
17. Юсупова З.Ф. Лингвометодические основы обучения русскому языку как неродному в школе: конец ХХ и начало ХХI в.: монография. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. 162 с.
18. Юсупова З.Ф., Шакурова М.М. Методическое освещение результатов билингвального анализа русского и татарского языков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2017. № 6. С. 117-121.
19. Husnutdinov D. H., Yusupova Z. F., Shakurova M. M., Yusupov A. F., Mirzagitov R. H. Practical aspect of comparative research on the material of the Russian and Tatar Languages: XIX-XXI centuries // Journal of Language and Literature. 2016. Vol. 7. № 2. P. 191-194.
Рецензия
Для цитирования:
Замалетдинов Р.Р., Юсупова З.Ф., Закирьянов К.З. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «РУССКИЙ ЯЗЫК» В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Филологические науки в МГИМО. 2019;17(1):63-69. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2019-1-17-63-69
For citation:
Zamaletdinov R.R., Yusupova Z.F., Zakiryanov K.Z. SCHOOL SUBJECT «RUSSIAN LANGUAGE» IN THE MODERN SYSTEM OF LINGUISTIC EDUCATION. Linguistics & Polyglot Studies. 2019;17(1):63-69. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2019-1-17-63-69