ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ ПОНЯТИЯ «ЧЕСТИ» В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ЕГИПЕТСКОЙ ПРОЗЫ
Аннотация
Чтение иноязычного художественного текста приравнивается к межкультурной коммуникации. Деятельность такого общения мотивирована и имеет конкретную цель: выявление художественного своеобразия романа известного писателя Соналла Ибрагима «Честь», где максимально проявляется самобытный взгляд автора на окружающий его мир. Сюжет романа насыщен важнейшими для Египта событиями, они дают возможность подчеркнуть социальноисторическую обусловленность и особенность формирования творчества писателя, выявить его гражданскую позицию. Это позволит также определить его роль в современной арабской литературе. Реальная действительность изучаемого нами романа передаëт оценочную картину мира. Для автора романа характерно сакральное представление о человеке и окружающем его мире, личность воспринимается как неотделимая часть общества, при этом интересы общества воспринимаются как бóльшая ценность, чем интересы конкретного человека. 5 Мировоззрение автора, его идеалы, входящие в замысел произведения, отражают склонность автора к марксистским взглядам. Его роман стал фактом философского осмысления трëх эпох тоталитарного режима в Египте. Отношение автора к либеральной политике «открытых дверей», провозглашëнной Садатом, базируется на авторской концептуализации окружающего его мира. По мере укрепления рыночных отношений в эпоху Садата наблюдалось отчуждение от тех нравственных ценностей, которые были заложены в эпоху правления президента Насера. В формировании человеческой личности автор находит закономерность физиологического процесса и окружающую общественную среду в качестве определяющих факторов. Отзывчивость писателя на острые и болезненные для египетского общества проблемы сделали его творчество актуальным.
Об авторе
Рашида Рахимовна Эль сабрутиРоссия
420008, Казань, ул. Пушкина 1/55
PHD, доцент кафедры восточных языков (арабский язык и литература) при Институте международных отношений, истории и востоковедения
Список литературы
1. Abdalla F. Hassan. Chernyj jumor v temnye vremena . Blizhnij Vostok: 19.06.2003 (in Arabic) http://www.worldpress.org/Mideast/1205.cfm
2. Arnol'd, I. V. Implikacija kak priem postroenija teksta i predmet filologicheskogo izuchenija //Voprosy jazykoznanija № 4, 1982. S. 83-91.
3. Badia at-Tahiri. Mnimaja zhestokost' i real'nyj mir (in Arabic) http://www.minculture.gov.ma/index.php/2010-01-11-01-40-04/etudes-essaie/547-badi3a-tahiri-violence-de-limaginaire-essai
4. Bratus', B. S. Anomalija lichnosti . M.: Mysl', 1988.
5. Vidjasova M.F.; Orlov V.V. Politicheskij islam v stranah Severnoj Afriki . M.: Izd. Moskovskogo universiteta, 2008.
6. Goljakova L.A. problema podteksta v svete sovremennoj nauchnoj paradigmy //Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta 2006. №5. S.93-98. http://cyberleninka.ru/article/n/problema-podteksta-v-svete-sovremennoy-nauchnoy-paradigmy
7. Knjazev A.G. Egipet posle Nasera . Redakcija Vostochnoj literatury. M.: Nauka 1986.
8. Komarova L.I. Antropocentrizm hudozhestvennogo teksta //Vestnik TGU, vypusk 8 (64) 2008. S. 99-103.
9. Kudasheva N.N. Tekstovyj antropocentrizm v fokuse avtorskoj konceptualizacii mira //Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013, t. 1, №2. S. 88-96.
10. Levin Z.I. Razvitie arabskoj obshhestvennoj mysli . Glavnaja redakcija vostochnoj literatury. M.: Nauka 1979.
11. Мухаммед аль-Ахмед. Ужасающие реалии в романе «Шараф» (на арабском языке). http://www.postpoems.org/authors/alahmed محمد الأحمد: الواقع المرعب في رواية شرف (مقالة)
12. Мухаммед аш-Шазли. Вопросы вокруг романа Соналла Ибрагима (на арабском языке). http://daharchives.alhayat.com/issue_archive/Wasat%20magazine/1997/7/28 محمد الشاذلي: على هامش القضية التي أثارتها رواية صنع الله ابراهيم. الحياة: 28/7/1997، القاهرة، رقم العدد: 287
13. Подцероб А.Б. Арабские страны в системе международных отношений//Вестник Московского ун-та. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2011. № 1. С. 76-97
14. Салах Фадл. Новый роман. Изд. «Общественная ассоциация книги». Каир. 2002. 208 с. (на арабском языке). صلاح فضل: الرواية الجديدة. الهيئة المصرية العامة للكتاب. القاهرة 2002 (208ص)
15. Салах Фадл. Сонаа Алла вспоминает жизнь в восточном Берлине. Газета «Египтянин сегодня» 12.02.2015. (на арабском языке) صلاح فضل: صنع الله إبراهيم يستعيد حياة برلين الشرقية. المصري اليوم 12-02-2015 http://www.almasryalyoum.com/news/details/656116
16. Соналла Ибрахим писатель романа, новеллы и драмы (на арабском языке) صنع الله إبراهيم. كاتب روائي وقصة قصيرة ومسرحي. http://www.diwanalarab.com/spip.php?article2168
17. Соналла Ибрахим. Роман «Честь». Изд. «Дар аль-Хиляль» Каир 1997. 547с. (на арабском языке) رواية (شرف) الصادرة عن دار الهلال.. الطبعة الأولى1997 القاهرة
18. Хамза Кынави. Чтение романа Соналла Ибрахима «Честь» в аспекте социолингвистики (на арабском языке). حمزة قناوي: قراءة في رواية (شرف) لصنع الله إبراهيم في إطار منهج علم اجتماع الأدب http://www.arrafid.ae/arrafid/p8_5-2010
19. Шиловская Н.С. Гуманизм антропоцентризма и антропоцентризм без гуманизма//Вестник Минского университета №1 (5), 2014. C. 11-18.
20. Яковлев А.И. Региональные аспекты мирового кризиса: смена модели развития в странах арабского Востока//Вестник Московского ун-та. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2013. № 2. С. 82-104.
21. Creswell R., Sonallah Ibrahim: Egypt's oracular novelist. The New Yorker. August 20/2013. http://www.newyorker.com/books/page-turner/sonallah-ibrahim-egypts-oracular-novelist
22. Samia Mehres. Egypt's Culture Wars. Politics and Practice. The American University. Cairo Egypt 2010. 335с. http://www.academia.edu/9539134/Egypts_Culture_Wars_Politics_and_Practice_by_Samia_Mehrez
23. Sonallah Ibrahim -Wikipedia, the free encyclopedia: https://en.wikipedia.org/wiki/Sonallah_Ibrahim
Рецензия
Для цитирования:
Эль сабрути Р.Р. ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ ПОНЯТИЯ «ЧЕСТИ» В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ЕГИПЕТСКОЙ ПРОЗЫ. Филологические науки в МГИМО. 2016;(5):154-173.
For citation:
El Sabruti R.R. THE CONCEPT OF “HONOR” IN THE VALUATION PICTURE OF THE WORLD OF THE EGYPTIAN WRITER SONALLA IBRAGIM. Linguistics & Polyglot Studies. 2016;(5):154-173. (In Russ.)