Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

ЧТО ЗНАЧИТ ИМЯ: МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Роль метафор в отражении и структурировании образовательного дискурса только начинает привлекать внимание исследователей. В статье анализируются два подхода к изучению метафор. С позиций когнитивной семантики метафора рассматривается не просто как стилистический приём, а как средство концептуализации действительности и отражения картины мира, существующей в сознании носителей данной культуры. В статье выделяются две основные группы концептуальных метафор - метафора приобретения и метафора участия. На основании обработки большого массива текстов по вопросам образования произведено метафорическое моделирование концептуальных областей «Образование» и «Знания» с выделением наиболее типичных сфер-источников. Количественный анализ метафорических репрезентаций показал, что в российском образовательном дискурсе присутствуют оба типа концептуальных метафор со значительным перевесом в сторону метафоры приобретения. Полученные данные показывают изменения в восприятии образования и роли педагога, произошедшие в последнее время в российском общественном сознании.

Об авторе

И. И. Чиронова
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Россия

101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20

Чиронова Ирина Игоревна – кандидат филологических наук, профессор, заведующая кафедрой английского языка для гуманитарных дисциплин Национального исследовательского университета Высшая школа экономики.
Сфера научных интересов: теория перевода, когнитивная семантика, прагматика, межкультурная коммуникация.
SPIN РИНЦ: 4330-1997
ResearcherID: L-1583-2015
Scopus AuthorID: 56495345600



Список литературы

1. Boys-Stones G.R. (Ed.) Metaphor, Allegory, and the Classical Tradition. Ancient Thought and Modern Revisions. Oxford: Oxford University Press, 2003.

2. Будаев Э.В., Чудинов А.П. Метафора в педагогическом дискурсе: современные зарубежные исследования // Политическая лингвистика. 2007. № 21. С. 69-75.

3. Cesare M. F. Metaphor in language learning: An exploration into the relationship between language and mind in elicited metaphors from EFL students. Norwich: University of East Anglia, 2003.

4. Holme R. Mind, Metaphor, and Language Teaching. New York: Palgrave Macmillan, 2004.

5. Кабаченко, Е. Г. Метафорическое моделирование базисных концептов педагогического дискурса: автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: (10.02.01) / Е.Г. Кабаченко. Екатеринбург, 2007. 23 с.

6. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. Chicago: University of Chicago Press, [1980], 2003.

7. Meschonnic Henri. Critique du rythme: antropologie historique du langage, Paris : Verdier, 1982.

8. Santa Anna O. What you say is what you get: metaphor analysis of U.S. public discourse about education // Политическая лингвистика, 2007, № 21. С. 97-115.

9. Sapir Edward. Selected Writings in Language, Culture and Personality. Berkeley, CA: University of California Press, [1949] 1985.

10. Sfard A. On two metaphors for learning and the dangers of choosing just one // Educational Researcher. 1998. Vol. 27, No 2, pp. 4-13.

11. Whorf Benjamin Lee. Language, Thought and Reality: Selected Writings, Cambridge, MA: MIT Press, [1956] 1984.

12. Wierzbicka A. Semantics: Primes and Universals. Oxford: Oxford University Press, 1996.

13. Wolfe P.M. Changing metaphors for secondary ESL and bilingual education. / C.J. Faltis, P.M. Wolfe (Eds.) So much to say: Adolescents, bilingualism, and ESL in secondary schools. New York: Columbia Teachers College Press. 1999. pp. 205-224.


Рецензия

Для цитирования:


Чиронова И.И. ЧТО ЗНАЧИТ ИМЯ: МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Филологические науки в МГИМО. 2016;(7):69-84.

For citation:


Chironova I.I. WHAT’S IN A NAME: METAPHORICAL IMAGE OF RUSSIAN EDUCATION. Linguistics & Polyglot Studies. 2016;(7):69-84. (In Russ.)

Просмотров: 593


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)
ISSN 2782-3717 (Online)