РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ КАК ОДНОЙ ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ “ДЕБАТЫ”
Аннотация
В XXI в. на первый план выходят такие умения, как работа в команде, взаимодействие, обмен идеями и мнениями. Однако их развитие бессмысленно без развития умений коммуникативных, которые являются неотъемлемым компонентом социальной компетентности. На занятиях иностранным языком для этого существуют различные технологии. Одна из наиболее активно используемых — технология «дебаты», создающая благоприятную среду как для развития собственно языковых умений, так и умений, составляющих социальную компетентность. В сентябре 2016 г. авторами статьи было начато исследование с целью изучения влияния технологии «дебаты» на развитие социальной компетентности у студентов-бакалавров технических специальностей. В данной статье представлен краткий обзор первого этапа исследования и рассмотрен второй этап, задачей которого стало развитие коммуникативных умений студентов как компонента социальной компетентности посредством технологии «дебаты».
Результаты данного этапа показывают положительную динамику в развитии таких коммуникативных умений, как чёткое и ясное выражение мыслей и идей, убеждение собеседника и эффективное слушание.
Ключевые слова
Об авторах
Д. А. АржадееваРоссия
Аржадеева Дарья Леонидовна – преподаватель кафедры английского языка для экономических и
математических дисциплин департамента иностранных языков
101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Н. А. Кудинова
Россия
Кудинова Наталия Александровна – преподаватель кафедры английского языка для экономических и математических дисциплин департамента иностранных языков
101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Список литературы
1. Богачева Г. Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы междунар. науч.–практ. конф. (Cheboksary, 18 март 2014 г.). 2014 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://interactive-plus.ru/en/article/1941/discussion_platform
2. Брюшинкин В.Н. Аргументация, коммуникация, рациональность // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2008, № 6. С. 5-11.
3. Гильматудинова Н.А. Логика и теория аргументации: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2006. 111 с.
4. Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации: учебное пособие. М.: Форум: ИНФРА-М, 2007. 224 с.
5. Каменская Е.В. Социальная компетентность: соотношение научных теорий // Современные проблемы науки и образования. 2012, № 1 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=538
6. Карякин А.М. Организационное поведение: учебное пособие. Иваново: Иван. гос. энерг. ун-т, 2004. 220 с.
7. Кондакова М.И. Особенности реализации аргументации в британских студенческих дебатах // Преподаватель ХХI век. 2016, №2. С. 377-382.
8. Кудинова Н.А., Аржадеева Д.Л. Технология “дебаты” как средство развития социальной компетентности у студентов технических специальностей // Вестник ПНИПУ. Вопросы языкознания и педагогики. 2016, №4. С. 141-160.
9. Кузнецов А.П. Правовая аргументация: понятие, сущностная характеристика, значение // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013, №23. С. 15-21.
10. Модель аргументации Стивена Тулмина: Презентация [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.slideshare.net/vladimirsirovitskiy/ss-10106947
11. Нагайченко Н.Н. Социальная компетентность старшеклассников: содержание и структура понятия // Ярославский педагогический вестник. 2012, № 3. С. 14-19.
12. Формат дебатов Карла Поппера [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ncc-debate.org/formaty/karl-popper/
13. Freeley Austin J., Steinberg David L. Argumentation and Debate: Critical Thinking for Reasoned Decision Making. USA: Wadsworth Cengage Learning, 2009. 531 p.
14. Griffin P., Care Е. (eds.) Assessment and Teaching of 21st Century Skills. Dordrecht: Springer, 2012. 301 p.
15. Kline John A. Listening Effectively. Alabama: Air University Press, Maxwell Air Force Base, 1996. 15 p.
16. Nagelhout E. Syllabus ENG 401A. University of Nevada, Las Vegas [Электронный ресурс] – Режим доступа https://faculty.unlv.edu/nagelhout/ENG401As12/arguments.html
17. National Research Council (US) Committee on the Assessment of 21st Century Skills. Assessing 21st Century Skills: Summary of a Workshop [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK84226/
18. P21 Framework Definitions, Partnership for 21st Century Skills [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.p21.org/index.php?option=com_content&task=view&id=254&Itemid=120
19. Spitzberg, B. H. Cupach W.R (Eds.) The dark side of interpersonal communication. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1994. 416 p.
20. Toulmin’s Schema [Электронный ресурс] – Режим доступа: : http://ocw.usu.edu/English/intermediate-writing/english-2010/-2010/toulmins-schema-skinless_view.html
Рецензия
Для цитирования:
Аржадеева Д.А., Кудинова Н.А. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ КАК ОДНОЙ ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ “ДЕБАТЫ”. Филологические науки в МГИМО. 2017;(10):55-64.
For citation:
Arzhadeeva D.L., Kudinova N.A. DEVELOPING COMMUNICATION SKILLS THROUGH DEBATES. Linguistics & Polyglot Studies. 2017;(10):55-64. (In Russ.)