Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

Современный профессионально-ориентированный подход к обучению англоязычному жанровому письму студентов-журналистов

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2020-4-24-89-102

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются методологические основы и принципы построения инновационной программы по обучению профессиональному англоязычному письму Basic Journalistic Writing (BJW), направленной на обучение студентов-журналистов с уровнем владения английским языком B2+-C1 по Шкале Совета Европы CEFR. Программа была впервые реализована на первом и втором курсах бакалавриата факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова в 2018-2020 гг. Описывается комплексный методологический подход, объединяющий в себе элементы интегрированного предметно-языкового метода (Content and Language Integrated Learning − CLIL), процессуально-ориентированного письма (process writing), письма, ориентированного на конечный продукт (product writing), а также метод проектного обучения (Project-based learning − PBL). Основной целью обучения студентов-журналистов является совершенствование навыков англоязычного письма посредством освоения профессиональных журналистских компетенций: авторской, редакторской и проектно-аналитической. Представлен опыт реализации данной программы, в рамках которой поэтапно осуществляется изучение англоязычных текстов различных жанров, таких как срочная новость, фичер, рецензия, статья-мнение, литературное эссе, переходящее в работу над созданием собственных текстов, соответствующих изучаемым жанрам с их последующей публикацией в англоязычных факультетских СМИ. В статье подытожены результаты апробации и сделан вывод об эффективности проектно-ориентированного обучения, направленного на создание реального продукта, которым в данном случае является бумажное или цифровое издание, ориентированное на внешнего читателя.

Об авторах

З. В. Костанян
Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Костанян Зара Вартановна – кандидат филологических наук, доцент кафедры медиалингвистики факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова

125009, ул. Моховая 9, стр. 1



С. Ю. Кузнецова
Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Кузнецова Светлана Юрьевна – кандидат культурологии, старший преподаватель кафедры медиалингвистики факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова

125009, ул. Моховая 9, стр. 1



Список литературы

1. Авхачева И. А. Основные и сопутствующие задачи обучения письменной речи на иностранном языке в разных целевых аудиториях // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016, № 4. Ч. 3. С. 165-169. [Электронный ресурс] – URL: https://www.gramota.net/materials/2/2016/4-3/47.html (дата доступа: 29.06.2020).

2. Андрюхина Т.В. Концептуальная метафора и развитие когнитивной компетенции студентов-международников // Филологические науки в МГИМО. 2018, №2 (14). С. 101-111.

3. Боголепова С.В. Обучение академическому письму на английском языке: подходы и продукты // Высшее образование в России. 2016, №1 (197). С. 87–94.

4. Вартанова, Е. Л. Компетенции журналиста: классика и инновации [Электронный ресурс] – URL: http://www.myshared.ru/slide/536538/ (дата доступа: 28.06.2020).

5. Григорьева К.С. Content and Language Integrated Learning как основа формирования профессиональной иноязычной компетенции студентов технических вузов / К.С. Григорьева // Казань: КФУ, 2013. С. 89-94.

6. Дубовер Д.А. Развитие социальных и личностных компетенций в условиях высшего медийного образования / Д.А. Дубовер, А.В. Пенязь // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020, № 02. С. 69–84. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sotsialnyh-i-lichnostnyh-kompetentsiy-v-usloviyah-vysshego-mediynogo-obrazovaniya (дата доступа: 22. 08.2020).

7. Кащеева А.В. Современные подходы к обучению письму на иностранном языке // Социально-экономические явления и процессы. Современная лингвистика и литературоведение. 2013, № 6 (052). [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-obucheniyu-pismu-na-inostrannom-yazyke (дата доступа: 20.08.2020).

8. Миловидова А.И. Оптимизация обучения юридическому английскому языку в вузе посредством внедрения элементов технологии CLIL // Вестник университета имени О.Е. Кутафина, 2018, № 11. С. 99–107.

9. Мильруд Р.П. Обучение языку в специальных целях: сущность, методика, рефлексия // Иностранные языки. Просвещение. 2013. [Электронный ресурс] – URL: http://iyazyki.prosv.ru/2013/05/english-special/ (дата доступа 16.08.2020).

10. Минеева О.А. Обучение иностранному языку студентов экономических специальностей с применением технологии CLIL // Образовательные ресурсы и технологии. 2019, №1. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-inostrannomu-yazyku-studentov-ekonomicheskih-spetsialnostey-s-primeneniem-tehnologii-clil/viewer (дата доступа 20.08.2020).

11. Надточева Е.С. Деятельностный подход к письму как средство преодоления глобальных проблем обучения. / Е. С. Надточева, А.Н. Орешкова // Педагогическое образование в России. 2016, №4. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/process-writing-approach-to-overcome-global-writing-concerns/viewer (дата доступа: 21.08.2020).

12. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. М.:Академия, 2007. 368 с.

13. Попова Т.П. Роль инновационных технологий в обучении иностранным языкам в вузе // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. Воронеж, 2015, №1. С. 128-133. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-innovatsionnyh-tehnologiy-v-obuchenii-inostrannym-yazykam-v-vuze/viewer (дата доступа: 22.08.2020).

14. Соловова Е.Н. Примерная программа дисциплины «Иностранный язык» для неязыковых вузов и факультетов / Е. Н. Соловова, Л. Г. Кузьмина, М. А. Стернина, М. В. Вербицкая // под общ. ред. проф. С. Г. Тер-Минасовой. М.: МГУ, 2009. 15 с. [Электронный ресурс] – URL: http://www.vgsa.ru/facult/eco/kaf_cgd/doc/language_pr1.pdf (Дата доступа: 12.06.2020).

15. Соловова Е. Н. Перспективные направления развития вузовской методики преподавания иностранных языков // Вестик МГИМО. 2013, № 6 (33). С. 67–70.

16. Фатеева И. А. Новые технологические форматы медиаобразовательных проектов // Вестник ЧелГУ. Челябинск, 2015, №5. C. 40–46.

17. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика, утвержденный Приказом Минобрнауки №951 от 7.08.2014 года [Электронный ресурс] – URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/10389 (Дата доступа: 05.06.2020.)

18. Филипович И.И. Предметно-языковое интегрированное обучение. Новый шаг в развитии компетенций // Научный вестник ЮИМ. 2015. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predmetno-yazykovoe-integrirovannoe-obuchenie-novyyshag-v-razvitii-kompetentsiy/viewer (дата доступа: 20.08.2020)

19. Яковлева Н. Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении. /Н.Ф. Яковлева. М.: ФЛИНТА, 2014. 145 с. [Электронный ресурс] – URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/2015/10/19/71da327648fc882ccefc7530c24077b1/proektnaya-deyatelnost-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii.pdf (дата доступа: 15.08.2020).

20. Carroll B. Writing and Editing for Digital Media. New York: Routledge. 2017. 430 p.

21. Colye D., Hood P., Marsh, D. CLIL: Content and Language Integrated Learning. Cambridge: Cambridge University Press. 2010.184 p.

22. Common European Framework of Reference: Companion Volume with New Descriptors [Электронный ресурс] – URL: https://rm.coe.int/cefr-companion-volume-with-new-descriptors-2018/1680787989 (дата доступа: 18.08.2020).

23. Nunan D. English for Specific Purposes. / D. Nunan, R. Carter // Teaching English to speakers of other languages. Cambridge: Cambridge University Press. 2001. pp. 131-136

24. Hyland K. Teaching and Researching Writing. Pearson. Harlow. 2002. p. 19

25. Internet World Stats. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.internetworldstats.com/stats4.htm (дата доступа: 20.06.2020).

26. Nation I.S.P. Teaching ESL/EFL Reading and Writing. New York: Routledge. 2009. 184 p.

27. Raimes A. Techniques in Teaching writing. New York: Oxford University Press. 1983.

28. Stanley G. Approaches to Process Writing. [Электронный ресурс] – URL: https://www.teachingenglish.org.uk/article/approaches-process-writing#:~:text=The%20process%20approach%20treats%20all,in%20the%20writing%20process%20itself. (дата доступа: 20.08.2020).

29. University Magazine Message. 2020. [Электронный ресурс] – URL: https://drive.google.com/file/d/1lsTvrG3NIdNDJeOcwyzE0jZL1QyYThsj/view?fbclid=IwAR2MnTxR-2bvvjNH0PT6SD4iOQh6vx4B47LtOGHdUNIYI7jnt5BSO-occQ4 (дата доступа: 24.08.2020).


Для цитирования:


Костанян З.В., Кузнецова С.Ю. Современный профессионально-ориентированный подход к обучению англоязычному жанровому письму студентов-журналистов. Филологические науки в МГИМО. 2020;6(4):89-102. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2020-4-24-89-102

For citation:


Kostanian Z.V., Kuznetsova S.I. Professionally-oriented approach to teaching english genre writing to journalism students. Philology at MGIMO. 2020;6(4):89-102. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2020-4-24-89-102

Просмотров: 27


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)