Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

Оценочный потенциал антономазии в языке современной немецкоязычной прессы

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2021-1-25-27-36

Аннотация

В статье рассматривается специфика использования антономазии в современных средствах массовой информации на примере онлайн-версий немецкоязычной прессы: „Süddeutsche Zeitung“, „Bild“, „Die Zeit“. Целью исследования является выявление прагматического потенциала данного типа номинации в статьях политической тематики. Актуальность исследования обусловлена неоднозначностью подходов к пониманию такого многогранного языкового явления как антономазия в рамках прaгмaтичecкoгo аспекта изучения онлайн-медиадискурса. Антoномaзия является cредствoм языкoвой номинaции, которое реализуется в речи и выполняет в немецкoязычном медиадиcкурсе оценочную функцию. Основная задача исследования заключалась в выявлении оценочной и воздействующей функций антономазии, которые способствуют формированию у читателя определённой позиции по отношению к политическим деятелям, партиям и движениям. Были использованы методы сплошной выборки и семантического анализа, а также приём лингвокультурологического описания. Отобранные примеры были разделены на случаи антономазии первого типа (примеры переноса имени собственного на других политиков) и второго типа (примеры переноса мифологических и литературных персонажей на известных политических деятелей). Особое внимание было уделено анализу семантической модификации имён собственных в онлайн-медиадискурсе и необходимости фоновых знаний, отсутствие которых вызывает сложности как «при расшифровке» антономазии носителем языка, так и при переводе подобных наименований на другой язык. В работе отмечается, что антономазия всегда основана на вторичной номинации и несёт в себе оценочную характеристику или может выступать в качестве оппозиции «свой» - «чужой». Анализ практического материала позволил раскрыть оценочный потенциал антономазии. Авторы приходят к выводу, что проанализированный материал свидетельствует о востребованности стилистического приёма антономазии в онлайн-медиадискурсе политической тематики, и оценочный потенциал антономазии оказывает значительное влияние на восприятие читателем информации.

Об авторах

Е. А. Зимина
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия

 Зимина Евгения Александровна – кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкого языка 

119454, Москва, пр. Вернадского, 76



Ю. Э. Мюллер
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия

 Мюллер Юлия Эдуардовна – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры немецкого языка 

119454, Москва, пр. Вернадского, 76



Список литературы

1. Арутюнян М.А. Структура, семантика и прагматика стилистического приема «антономазия» на материалах немецкого языка: Автореф. канд. …филол. наук. Москва, 2010. 18 с.

2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. Москва: Советская энциклопедия, 1966. 608 с.

3. Блинова Ю.А. Прецедентные имена собственные в немецком газетном дискурсе: Дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2007. 168 с.

4. Володина М.Н. «Медийная культура»: Pro et contra (с позиции отечественных и зарубежных исследователей) // Политическая лингвистика. 2018. № 1 (67). С. 10–18.

5. Гончарова Е.С. Роль концептуальной антономазии в формировании имиджа Г. Шредера // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 12-4. С. 94–97.

6. Зеленин А.В. Антономазия в языке современной прессы // Русский язык в школе. 2015. № 9. С. 57–64.

7. Зимина Е.А. Лексические способы реализации категории оценки в немецкоязычном газетном дискурсе // Филологические науки в МГИМО. 2019. Том 17. № 1. С. 19-25.

8. Зимина Е.А. Оценочные стратегии информационных статей и комментариев в немецкоязычном газетном дискурсе: Автореф. канд. …филол. наук. Москва, 2005. 18 с.

9. Евтеев С.В. Перевод: эквивалентно – насколько возможно, и адекватно – насколько нужно // Вестник Брянского государственного университета. 2017. № 1 (31). С. 262–267.

10. Квятковский А.П. Поэтический словарь. Москва: Советская энциклопедия, 1966. 375 с.

11. Наер Н.М. Структура, семантика и прагматика антономазии (на материале немецкого языка). Москва: Прометей, 2011. 142 с.

12. Чигашева М.А. Ассоциативный потенциал антропонимов в немецком и русском языке // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 2. С. 319–323.

13. Щетинин Л.М. Слова, имена, вещи. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1966. 222 с.

14. Bild (B) [Электронный ресурс]. URL: https://www.bild.de (Дата обращения 27.04.2020).

15. Duden Online. Wörterbuch. Bibliographisches Institut GmbH. [Электронный ресурс]. URL: https://www.duden.de/rechtschreibung (Дата обращения 16.03.2020).

16. Galperin I.R. Stylistics / I.R. Galperin. Moscow: Vysshaia Shkola, 1981. 334 S.

17. Harjung Dominik. Lexikon der Sprachkunst. Die rhetorischen Stilformen. Mit über 1000 Beispielen. München, Verlag C.H. Beck, 2000.

18. Schulz W. Wirkungen der Massenmedien. Ergebnisse und Erklärungen / W. Schulz // Politische Bildung, 1988. № 21. S. 59-74.

19. Süddeutsche Zeitung (SZ) [Электронный ресурс]. URL: https://www.sueddeutsche.de (Дата обращения: 30.08.2019).

20. Zeit (Z) [Электронный ресурс]. URL: https://www.zeit.de/index (Дата обращения: 18.10.2019).


Рецензия

Для цитирования:


Зимина Е.А., Мюллер Ю.Э. Оценочный потенциал антономазии в языке современной немецкоязычной прессы. Филологические науки в МГИМО. 2021;7(1):27-36. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2021-1-25-27-36

For citation:


Zimina Е.А., Мüller J.E. Sestimated Potential of Antonomasia in the Language of Modern Press. Linguistics & Polyglot Studies. 2021;7(1):27-36. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2021-1-25-27-36

Просмотров: 468


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)
ISSN 2782-3717 (Online)