Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

Заголовки газет как средство лингвистического моделирования образа полиции

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2021-2-26-25-37

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о лингвистическом моделировании образа полиции в газетном дискурсе, в частности в газетных заголовках. Данная статья носит актуальный характер и обуславливается необходимостью изучения репрезентации действительности в медиадискурсе, а также способов её языкового выражения. Кроме того, в последнее время СМИ уделяют пристальное внимание освещению деятельности социальных институтов, особенно это касается правоохранительных органов. Авторами описываются характеристики массмедийного дискурса как одного из инструментов реализации публичной власти, организации деятельности политических и социальных институтов и формирования имиджа/образа. В статье перечисляются специфические признаки и функции газетного дискурса, а также рассматривается газетный заголовок, который выступает в качестве прагматического компонента газетной статьи, способствует созданию информационного и социального посредничества между адресатами и адресантами с целью оказания регулятивного воздействия на общественное мнение. Основной упор в статье делается на структурно-семантический и стилистический анализ языковых средств заголовков газет, репрезентирующих информацию о деятельности правоохранительных органов в России и США. Авторами проводится деление изданий на нейтральные («Аргументы и Факты», «USA Today», «Wall Street Journal»), проправительственные («Газета.Ru», «Российская газета» и «Московский комсомолец», «Associated Press») и оппозиционные газеты («Новая газета», «Коммерсант», «The New York Times», «Washington Post»). В общей сложности в статье было проанализировано 60 газетных заголовков за период с сентября по декабрь 2020 г. По результатам исследования были сделаны выводы о том, что тексты газетных сообщений реализуют информативную и прагматическую функции, а газетный заголовок является ключом к пониманию авторской позиции и его интенций. Авторами были выявлены лексические, грамматические и стилистические различия заголовков российских и американских газет, посвящённых деятельности правоохранительных органов, а также языковые приёмы оказания речевого воздействия на читателя и лингвистического моделирования образа полиции.

Об авторах

В. В. Гузикова
Уральский юридический институт МВД России
Россия

Гузикова Валентина Викторовна − кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков

620017, г. Екатеринбург, ул. Корепина, 66



В. Е. Нестерова
Уральский юридический институт МВД России
Россия

Нестерова Валерия Евгеньевна − старший преподаватель кафедры иностранных языков

620017, г. Екатеринбург, ул. Корепина, 66



Список литературы

1. Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык: учебник для вузов. Изд-е 5-е, испр. и доп. Москва: Флинта: Наука, 2002. 384 с.

2. Грушевская Е.С. Языковые средства презентации системно-структурной организации события как глобальной категории политического газетного текста: диссертация … кандидата филологических наук. Краснодар, 2010. 190 с.

3. Деева И.В. Типологические особенности еженедельника «АиФ» – информационно-ментального канала // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social problems. №3 (47), 2015. С. 216−225.

4. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов: Опыт исследования современной английской медиа речи. Москва: МАКС Пресс, 2013. 288 с.

5. Желтухина М.Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ: монография [Текст] / М.Р. Желтухина. Москва: Ин-т языкознания РАН; Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2003. 656 с.

6. Заголовки: какие они бывают // Неофициальный сайт журфака КГУ [Электронный ресурс]. – URL: https://kgu journalist.ucoz.ru/publ/4-1-0-46 (Дата доступа: 24.02.2021).

7. Калягин Б.А. Характерные черты современной прессы США // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, 2011 [Электронный ресурс]. – URL: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2012/3/kharakternye-cherty-sovremennoy-pressy-ssha/ (Дата доступа: 20.02.2021).

8. Кибрик А.А. Дискурсивная таксономия и медийный дискурс [Текст] / А.А. Кибрик // Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке / Под ред. М.Н. Володиной. Москва: Академический проспект, 2011. С. 79-85.

9. Кондратьева И. Как пандемия влияет на преступность // Право.Ru [Электронный ресурс]. – URL: https://pravo.ru/ story/220476/ (Дата доступа: 16.02.2021).

10. Луканина М.В. Газетный текст через призму теории коммуникации / М.В. Луканина // Вестник Московского Университета Москва: издательство МГУ. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2003. № 2. С. 123-133.

11. Негрышев А.А. Аспекты речевого воздействия в новостях [Текст] Учеб. пособие / А.А. Негрышев. Владимир: ВГГУ, 2009. 144 с.

12. Плотникова С.Н. Дискурсивные технологии и дискурсивное оружие как реалии современной информационной эпохи [Текст] / С.Н. Плотникова // Технологизация дискурса в современном обществе: кол. монография / под ред. С.Н. Плотниковой. Иркутск: ИГЛУ, 2011. С. 6-44.

13. Почепцов, Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века [Текст] / Г.Г. Почепцов. Москва: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2001. 352 с.

14. Россия: СМИ под контролем государства [Электронный ресурс]. – URL: https://www.eurotopics.net/ru/176694/россия-сми-под-контролем-государства (Дата доступа: 16.02.2021).

15. Сизьмин М.А. Анализ контента российских СМИ с учётом требований национальной безопасности // Вестник Череповецкого государственного университета, 2013. №4. С. 73−77.

16. Шостак М. И. Журналист и его произведение: практическое пособие. Москва: ТОО «Гендальф», 1998. 96 с.

17. Berger A. A. Media and Communication Research Methods: An Introduction to Qualitative and Quantitative Approaches // SAGE Publications Third Edition, 2013. 384 p.

18. Bignell J. Media Semiotics, An Introduction // Manchester: Manchester University Press. 2002. 240 p.

19. Fairclough N. Media Discourse: Language and Globalization // London: Routledge, 2006. 200 p.

20. Merriam-Webster Dictionary [Электронный ресурс]. – URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/boogaloo (Дата доступа: 25.02.2021).

21. Monovich L. The Language of New Media // Cambridge: MIT Press, 2001. 354 p.

22. Montgomery M. Discourse of Broadcast News. A Linguistic Approach // London: Routledge, 2007. 246p.


Для цитирования:


Гузикова В.В., Нестерова В.Е. Заголовки газет как средство лингвистического моделирования образа полиции. Филологические науки в МГИМО. 2021;7(2):25-37. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2021-2-26-25-37

For citation:


Guzikova V.V., Nesterova V.Е. Newspaper headlines as a tool for linguistic modeling of police image. Philology at MGIMO. 2021;7(2):25-37. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2021-2-26-25-37

Просмотров: 25


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)