Моделирование культурно-языковой среды как фактор подготовки специалистов к межкультурной коммуникации
https://doi.org/10.24833/2410-2423-2021-2-26-119-127
Аннотация
В статье исследуется проблема моделирования культурно-языковой среды при подготовке специалистов к межкультурной коммуникации. Цель статьи состоит в выявлении источников для создания среды и разработке алгоритма их анализа, а также в определении критериев отбора медиаматериалов, выявлении функций мультимедийной среды и рассмотрении преимуществ и спорных моментов её создания. В процессе исследования использовались методы анализа научно-теоретических источников, анализа и систематизации эмпирического опыта. В статье представлено понятие цифровой культурно-языковой среды как созданного в учебных целях на основе цифровых технологий культурно-языкового коммуникативного пространства, в котором реализуется восприятие иноязычной речи и транслируемой ею культуры. В соответствии с целями подготовки специалистов международного профиля разработаны критерии отбора аутентичных медиаматериалов: соответствия ценностям российского общества, соответствия проблематике вузовских учебных программ, новизны представленной информации, доступности лексико-грамматического оформления. В качестве функций цифровой культурно-языковой среды выделяются обучающая, информационная, диагностирующая, мотивационная. Пребывание студентов в культурно-языковой среде характеризуется рядом преимуществ, играющих ключевую роль в их подготовке к межкультурной коммуникации. Учебное «погружение» возможно реализовать в любой удобный момент времени, цифровая среда обеспечивает моментальное поступление новой информации, возможна реализация метакогнитивных стратегий в обучении. Однако современное иноязычное медиапространство способно оказывать и негативное влияние на обучающихся, влияет на структуру ценностей молодых людей. Поэтому важной задачей является развитие критического мышления студентов, а также их умения мыслить самостоятельно и отстаивать собственные позиции в межкультурном диалоге.
Об авторе
Н. Е. МеркишРоссия
Меркиш Наталия Евгеньевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка
119454, Москва, пр. Вернадского, 76
Список литературы
1. Бартош Д.К. Электронные технологии в системе обучения иностранным языкам: теория и практика: учебное пособие / Д.К. Бартош, Н.Д. Гальскова, М.В. Харламова. М.: МГПУ− «Канцлер», 2017. 220 с.
2. Беляева И.Г. Использование компьютерных технологий на занятиях по иностранному языку в вузе / И.Г. Беляева // Психолого-педагогические аспекты работы преподавателя вуза. М.: МГИМО-Университет, 2015. С. 152−157.
3. Воевода Е.В. Интернет-технологии в обучении иностранным языкам / Е.В. Воевода // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 110−114.
4. Евтеев С.В. Проблема моделирования лингвокультурологического контекста при переводе научного текста: на материалах русского, немецкого и английского языков / С.В. Евтеев: Дис. ... канд. филол. наук. Москва, 2003. 201 с.
5. Жеребило. Т.В. Словарь лингвистических терминов / Т.В. Жеребило. Изд. пятое, исправленное и дополненное. Назрань: Пилигрим, 2010. 486 с.
6. Коряковцева Н.Ф. Автономия учащегося в процессе изучения иностранного языка и культуры / Н.Ф. Коряковцева // Сборник научных трудов Московского государственного лингвистического университета. 2001. № 461. С. 12−29.
7. Мюллер Ю.Э. Возможности обучающих ресурсов Интернета для повышения эффективности обучения немецкому языку / Ю.Э. Мюллер // Создание виртуального межкультурного образовательного пространства средствами технологий электронного обучения. Москва, 2017. С.160−164.
8. Сафонова В.В. Интернет-ориентированная методика обучения межкультурному общению на иностранных языках: проблемы и перспективы развития / В.В. Сафонова // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 2. С. 104−113.
9. Северова Н.Ю. Виртуальная образовательная среда: проблема контента / Н.Ю. Северова // Создание виртуального межкультурного образовательного пространства средствами технологий электронного обучения. Москва, 2017. С. 197−202.
10. Тарева Е.Г. Межкультурная образовательная идеология в эпоху геополитических трансформаций / Е.Г. Тарева // Диалог культур. Культура диалога: в поисках передовых социогуманитарных практик. Материалы Первой международной конференции. Под общей редакцией Е.Г. Таревой, Л.Г. Викуловой. 2016. С. 558.
11. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: (Учеб. пособие) / С.Г. Тер-Минасова. М.: Слово/Slovo, 2000. 624 с.
12. Чигашева М.А. Особенности коммуникации на немецком языке. Филологические науки в МГИМО / М.А. Чигашева. 2015. № 4 (4). С. 60−70.
13. Шамов А.Н. Методика обучения немецкому языку: практический курс / А.Н. Шамов. М.: Флинта, 2018. 248 с.
14. Яковлева Т.А. Автономное обучение // Язык, культура, коммуникация: изучение и обучение. Материалы I Международной научно-практической конференции / Т.А. Яковлева. 2016. С. 107−111.
15. Haß U. The promising context and its capacity for deduction of word meanings | [Der verheißungsvolle Kontext und seine Leistungen bei der Erschließung von Wortbedeutungen] / U. Haß // Zeitschrift für Angewandte Linguistik. 2018. Vol. Issue 69. P. 33-68.
16. Roche J. Fremdsprachenerwerb. Fremdsprachendidaktik / J. Roche. Tübingen: A. Francke Verlag, 2005. 282 S.
Рецензия
Для цитирования:
Меркиш Н.Е. Моделирование культурно-языковой среды как фактор подготовки специалистов к межкультурной коммуникации. Филологические науки в МГИМО. 2021;7(1):119-127. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2021-2-26-119-127
For citation:
Merkish N.Е. Modeling cultural and language environment as a factor of preparing specialists for intercultural communication. Linguistics & Polyglot Studies. 2021;7(1):119-127. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2021-2-26-119-127