Триада «концепт – образ – мотив» в арабоамериканской литературе
Аннотация
В статье рассматриваются произведения арабо-американской мультикультурной, или кросс-культурной, литературы, относящиеся к разным временным отрезкам. Данные произведения являются частью пограничной литературы в силу того, что центральной темой выступает тема двойственной (переходной) идентичности. Автором приводится определение «лиминальности», которое необходимо при рассмотрении явлений билингвальности и бикультурализма. Актуальность исследования обусловлена растущим интересом к эмигрантской литературе в США в силу расового и этнического многообразия этой страны и, следовательно, сложного социального и культурного контекста, требующего интерпретации и анализа. Для поиска и декодирования скрытых смыслов и подтекста предлагается выделение мотива, образа и художественного концепта. Представлены результаты анализа основных мотивов, взятых в диахронии, и выявлены их сходства и различия. Мотив соотносится с образом и концептом как часть и целое. Концепт является смысловой доминантой, охватывающей социальный, культурный и исторический аспекты. Образ является литературным художественным средством отражения концепта, в то время как мотив соотносит его с эмоционально-чувственной стороной героя или автора. Тот факт, что одни и те же образы, например, образы природы и музыки, встречаются в произведениях разных авторов, говорит об их смысловой, культурологической и литературной значимости. Новизна исследования видится в совмещении лингволитературных и лингвостилистических методов при анализе языкового материала, что помогает выявить психологические, культурные и социальные аспекты в арабо-американском художественном дискурсе.
Об авторе
М. А. ДубовицкаяРоссия
Дубовицкая Мария Анатольевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка №3
119454, Москва, пр. Вернадского, 76
Список литературы
1. Арутюнова Н. А. Образ, метафора, символ в контексте жизни и культуры / Н. А. Арутюнова /М.: RES PHILOLOGICA Филологические исследования. М.: Наука, 1990 С.76
2. Веселовский А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский. М.: Высшая школа, 1989. 405 с.
3. Воркачёв С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. №1. С. 64-72.
4. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы / Б. М. Гаспаров. М.: Наука, 1994. 304 с.
5. Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / А. Геннеп. М.: Издательская фирма «Восточная литература» ,РАН, 1999. 198 с.
6. Дубовицкая М. А. Кросс-культурная концептуализация иноязычной ментальности (на материале арабо-американской литературы): диссертация … кандидата филологических наук / М.А. Дубовицкая. Москва, 2018. 162 с.
7. Жолковский А.К., Щеглов Ю. К., Работы по поэтике выразительности: Инварианты–Тема–Приемы–Текст. / Предисл. М.Л. Гаспарова. М.: АО Издательская группа «Прогресс», 1996. 344с.
8. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры. / Э. Кассирер. М.: Гардарика, 1998. 784 с.
9. Микешина Л. А. Новые образы познания и реальности. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/98-03-011-mikeshinal-a-openkov-m-yu-novye-obrazy-poznaniya-i-realnosti-m-rossiyskaya-politicheskaya-entsiklopediya-rosspen-1997-240-s/viewer (дата обращения: 19.02.2021).
10. Неклюдов С. Ю. О некоторых аспектах исследования фольклорных мотивов// Фольклор и этнография: у этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Ленинград: Наука, 1984. С. 221–229.
11. Палиевский П. В. Литература и теория / П. В. Палиевский. М.: Советская Россия, 1979. 288 с.
12. Пропп В. Я. Морфология сказки / В. Я. Пропп. Ленинград: Academia, 1928. 152 с.
13. Хализев В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. М.: Высшая школа, 2004. 405 с.
14. Ярхо Б.И. Методология точного литературоведения: [Текст] : избранные труды по теории литературы / Б. И. Ярно ; подгот. М. В. Акимова, И. А. Пильщиков и М. И. Шапир; под общ. ред. М. И. Шапира. М.: Яз. славян. культур, 2006. XXXI, 926 с.
15. Abu-Jaber D. Netting the Clouds [Electronic resource] / D. Abu-Jaber. URL: https://kr.usembassy.gov/wp-content/uploads/sites/75/2017/04/Multicultural.pdf 42-46 pp. (Accessed 9 January 2021).
16. Abu-Jaber D. Arabian Jazz / D. Abu-Jaber. New York: A Harvest Book, 1994. 374 p.
17. Du Bois W. E. B. Te Souls of Black Folk. London / W. E. B. Du Bois. London: Longmans, Green and Co. Ltd., 1965. 170 p.
18. Gibran K. Jesus the son of man / K. Gibran. London: Penguin books, 1997. 224 p.
19. Lalami L. Hope and Other Dangerous Pursuits / L. Lalami. Chapel Hill: Algonquin Books of Chapel Hill, 2005. 197 p.
20. Matar H. In the country of men / H. Matar. New York: Te Dial Press, 2007. 246 p.
21. Matar H. Anatomy of Disappearance / H. Matar. New York: Te Dial Press, 2011. 224 p.
22. Rihani A. Te book of Khalid / A. Rihani. New York: Melville House Publishing, 2012. 325 p.
23. Turner V. Blazing the Trail: Way Marks in the Exploration, of Symbols. / E. Turner. Tucson: Tuscon & London: Te University of Arizona Press, 1992. 181 p.
Рецензия
Для цитирования:
Дубовицкая М.А. Триада «концепт – образ – мотив» в арабоамериканской литературе. Филологические науки в МГИМО. 2021;7(3):53-64. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2021-3-27-53-64
For citation:
Dubovitskaya M.A. Te “Concept – Image − Motive” Triad in Arab-American Fiction Literature. Linguistics & Polyglot Studies. 2021;7(3):53-64. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2021-3-27-53-64