Фрактальность как основополагающий принцип организации стихотворений - «памятников»
https://doi.org/10.24833/2410-2423-2021-3-27-65-74
Аннотация
Существует многовековая традиция написания стихотворения-«памятника», при этом содержание и форма стихотворений изменялись под влиянием художественного контекста различных литературных эпох, а также вследствие различий в концептуальных картинах мира их авторов. Подобный тип поэтических текстов является объектом исследования русских и зарубежных учёных, однако подход к анализу «памятников» достаточно односторонний: стихотворения изучают с точки зрения сохранения и развития жанровых традиций. В статье предложен новый взгляд на данный феномен – с точки зрения фрактального принципа организации стихотворений-«памятников». Актуальность проблемы не вызывает сомнений, так как синергетические исследования дают возможность по-новому осветить этапы становления художественного текста благодаря включению разнообразных «памятников» в интертекст русской литературы. Стихотворения-«памятники», имеющие фрактальную организацию, выступают в качестве нелинейной синергетической самоорганизующейся системы. Самоподобие – основное свойство фракталов, вследствие этого фрактал видоизменяется, повторяя сам себя в различных масштабах и принимая различные конфигурации. Используя методы лингвистического наблюдения, концептуального анализа и описательный метод, автор приходит к следующим выводам: в классических текстах «памятник» выступает как семантический фрактал, так как структурно тексты практически не изменяются и содержат все маркеры концептуального фрактала. Неклассические тексты представляют собой структурные фракталы, потому что от концептуального фрактала сохраняются лишь общие формальные признаки, его содержание трансформируется в зависимости от художественного замысла.
Об авторе
Н. В. ЗакурдаеваРоссия
Закурдаева Наталья Вячеславовна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков
302015, Орёл, ул. Приборостроительная, 35
Список литературы
1. Бонди С.М. Памятник // Бонди С.М. О Пушкине: Статьи и исследования. М.: Худож. лит., 1978. С. 442-476.
2. Желтова Н.Ю. Поэтика русского национального характера (теоретический аспект) // Вестник ТГТУ. 2004. Том 10. № 3. С.876.
3. Жиляков С.В. Жанровая традиция стихотворения-«памятника» в русской поэзии XVIII−XX вв.: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук: специальность 10.01.01 «Русская литература». Елец, 2011. 22 с.
4. Зайцев В.А. «Памятник» Высоцкого и традиции русской поэзии // Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. III. Т. 2. / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 1999. 624 с.
5. Крылов А.Е., Кулагин А.В. Высоцкий как энциклопедия советской жизни: Комментарий к песням поэта. 2-е изд., испр. и доп. М.: Булат, 2010. 384 с.
6. Кузьмина Н.А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. Изд. 5-е. М.: Книжный дом «Либроком», 2009. 272 с.
7. Симонов К.И. Фрактальная концепция языка // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. № 1 (32). 2011. с. 360-371.
Рецензия
Для цитирования:
Закурдаева Н.В. Фрактальность как основополагающий принцип организации стихотворений - «памятников». Филологические науки в МГИМО. 2021;7(3):65-74. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2021-3-27-65-74
For citation:
Zakurdaeva N.V. Fractality as a Fundamental Principle of Monument Poems Organization. Linguistics & Polyglot Studies. 2021;7(3):65-74. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2021-3-27-65-74