Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

Фразеологические единицы как компоненты языковой игры в рекламных слоганах (на материале немецкого языка)

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2022-2-31-75-84

Аннотация

В статье рассматриваются механизмы построения языковой игры во фразеологических единицах в немецких рекламных слоганах. Источником языкового материала служит онлайн портал Slogan.de, представляющий собой обширную электронную базу слоганов. Материал электронного архива Slogan.de представлен на примерах 35 экономических отраслей. Целью данного исследования является анализ процессов построения языковой игры посредством взаимодействия фразеологизмов в рамках прагматического аспекта рекламных текстов, а также
систематизация этих процессов. Актуальность данной статьи обусловлена прежде всего тем,
что фразеологизмы являются объектом особого интереса для лингвистов в силу своей вариативности. В данной статье фразеологические единицы рассматриваются также в парадигме
такого социального-прагматического явления как язык рекламы. Реклама призвана воздействовать на её реципиента – призывать к действию, убеждать, закрывать возражения. Ещё более конкретную цель имеет рекламный слоган. Являясь прагматикоориентированным явлением,
слоган призван максимально лаконично и ёмко выразить в себе философию предприятия, вызвать эмоциональный отклик и обеспечить запоминаемость. Слоган несёт в себе комплекс уникальных языковых решений, связанных, зачастую, с уходом от нормы и выстраиванием игры
слов. Широким когнитивным и лингвопрагматическим потенциалом обладают также и фразеологизмы. Благодаря своей вариативности они допускают в свою структуру языковую игру.
Были использованы методы сплошной выборки и семантико-синтаксического анализа. В работе были проанализированы и систематизированы основные приёмы построения языковой игры
через фразеологические единицы в их непосредственной взаимосвязи с экстралинвистическим
контекстом. Отобранные примеры были разделены на два основных вида механизмов: языковая игра посредством изменения в слове и синтагме (на фонетическом, словообразовательном, лексическом и синтаксическом уровнях) и языковая игра без изменения в слове и синтагме. В работе отмечается, что игра слов тесно связана с контекстом применения рекламного слогана и информацией о рекламируемом продукте. 

Об авторах

Э. Л. Шубина
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия

Шубина Эльвира Леонидовна – доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры немецкого языка

119454, Москва, пр. Вернадского, 76



О. О. Семёнова
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия

Семенова Ольга Олеговна – соискатель кафедры немецкого языка

119454, Москва, пр. Вернадского, 76



Список литературы

1. Баранов А.Н. Основы фразеологии (краткий курс): учеб. пособие / А.Н. Баранов, Д.О. Добровольский. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2014. 312 с.

2. Гридина Т.А. Языковая игра: Стереотип и творчество / Т. А. Гридина. Екатеринбург: Урал. ГПИ, 1996. 215 с.

3. Гримак Л.П. Гипноз рекламы (анатомия идеальной формы психической агрессии) // Прикладная психология. 1999. №3. С.83-91.

4. Добровольский Д.О. Беседы о немецком слове. М.: Языки славянской культуры, 2013. 752 с.

5. Морозова И.Г. Слагая слоганы. М.: РИП-холдинг, 2001. 172 с.

6. Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М.: Языки русской культуры, 1999. 544 с.

7. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Пер. с итал. В. Г. Резник и А. Г. Погоняйло. СПб.: «Симпозиум», 2оо6. 544 с.

8. Burger H. Das idiomatische “Bild” und seine Modifikationen durch materielle Bilder – theoretische und empirische Aspekte. In: Mellado Blanco, Carmen (Hrsg.): Beiträge zur Phraseologie aus textueller Sicht. Hamburg, 2008. S. 89-113.

9. Burger H. Phraseologie: eine Einführung am Beispiel des Deutschen / von Harald Burger. Berlin : Erich Schmidt, 1998.

10. Duden. Redewendungen. Wörterbuch der deutschen Idiomatik. Bd. 11. Hrsg. von der Dudenredaktion. Berlin: Dudenverlag, 2013. 929 S.

11. Janich N. Werbesprache. Tubingen: Narr Francke Attempto Verlag, 2013. 324 S.

12. Pohlmann J. Das Lexikon der Markennamen : Logos, Slogans, Storys / Jörg Pohlmann. - Orig. -Ausg. - München : Knaur Taschenbuch, 2003. 288 S.

13. Slogan.de [Электронный ресурс]. − URL: https://www.slogans.de/ (дата обращения 10.01.2021)

14. Sulikan Zh. Slogans in der deutschen Printwerbung : Untersuchung zu Form, Inhalt und Funktion / Zhanar Sulikan. Frankfurt am Main; Berlin; Bern : P. Lang [Peter Lang], cop.2012. XIII, 254 S.


Рецензия

Для цитирования:


Шубина Э.Л., Семёнова О.О. Фразеологические единицы как компоненты языковой игры в рекламных слоганах (на материале немецкого языка). Филологические науки в МГИМО. 2022;8(2):75-84. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2022-2-31-75-84

For citation:


Shubina E.L., Semenova O.O. Phraseological units as components of pun in advertising slogans (on the material of the German language). Linguistics & Polyglot Studies. 2022;8(2):75-84. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2022-2-31-75-84

Просмотров: 805


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)
ISSN 2782-3717 (Online)