Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

Апробация методики полиглота Алана Бигулова по суперинтенсивному вхождению в разговорную практику

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2022-3-32-25-34

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена апробации авторской методики изучения языков полиглота Алана Бигулова. Новизна методики состоит в организации стартового суперинтенсива, позволяющего уже за семь-десять дней начать беседовать на изучаемом языке с носителями разных региональных вариантов на темы, связанные с реализацией приоритетных для данного индивида коммуникативных задач. В этой связи в статье обсуждается теоретический вопрос об интенциональности языковой личности в процессе речевой деятельности. Изучение полиглотии входит в этнопсихолингвистическую проблематику исследований би-, поли-, и мультилингвизма. В теоретической части статьи рассматривается соотношение феномена полиглотии с мульти- и полилингвизмом. Методы практического исследования состояли в ежедневном мониторинге речевого поведения полиглота в процессе прохождения им суперинтенсивов по вхождению в разговорную практику на изучаемых языках, а затем в применении отмеченных стратегий в ходе прохождения собственного суперинтенсива по овладению испанским языком автором данной статьи. Использовалась видеозапись сеансов общения и проводился их последующий анализ с целью выявления эффективных компонентов методики. Методика А. Бигулова создавалась на основе синтеза коммуникативных стратегий полиглотов, описанных в книгах и статьях Д. Б. Никуличевой, и собственного эксперимента А. Бигулова по изучению десяти новых языков в ходе проекта «10 языков за 1000 дней». Ключевой составляющей методики суперинтенсива является использование языковых интернет-платформ. Это даёт возможность общения каждый раз с новым собеседником, что позволяет закрепить в новом общении лексику и грамматические структуры, возникшие в предшествующих разговорах. Важно также направление процесса общения самим учеником, предполагающее подготовку им круга вопросов, которые отвечают его личностным приоритетам и которые он хочет обсудить на языке в течение каждого из дней суперинтенсива. Апробация доказала принципиальную возможность использования методики суперинтенсива обычными учащимися с целью снятия языкового барьера и вхождения в разговорную практику уже на начальном этапе изучения языка, а также позволила уточнить ключевые составляющие методики и её потенциальные ограничения.

Об авторе

Д. Б. Никуличева
Институт языкознания РАН; Московский государственный лингвистический университет
Россия

Дина Борисовна Никуличева – доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник; профессор кафедры скандинавских, нидерландского и финского языков МГЛУ

125009, Москва, Большой Кисловский пер. 1, стр. 1

119034, г. Москва, Остоженка 38 



Список литературы

1. Бигулов А.К. Гиперинтерсив параллельного изучения пяти романских языков // Российская психолингвистика: итоги и перспективы. Материалы XX Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации, Москва, 27–28 мая 2022 г. М.: Изд-во РУДН, 2022. C. 188–189.

2. Бигулов А.К. Проект «10 языков за 1000 дней». URL: https://telegra.ph/Proekt-10-yazykov-za-1000-dnejAlan-01-16 (дата обращения 08.07.2022)

3. Глоссарий по психолингвистике. URL: https://quizlet.com/ru/625777806/Глоссарий-по-психолингвистике (дата обращения 08.07.2022)

4. Запись беседы с Маурой Вилорией (Венесуэла). Седьмой день суперинтенсива. URL: https://youtu.be/eqeSKk3hIIs (дата обращения 08.07.2022)

5. Информационное письмо №1. МГУ им. М. В. Ломоносова, 21.02.2022. Приглашение к участию в XX Международном симпозиуме по психолингвистике и теории коммуникации «Российская психолингвистика: итоги и перспективы», 27–28 мая 2022 г.

6. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1977. 287 с.

7. Матвеев С.А. Вся испанская грамматика за 4 недели. М.: Астрель, 2011. 251 c.

8. Никуличева Д.Б. Говорим, читаем, пишем: лингвистические и психологические стратегии полиглотов. М.: Флинта – Наука, 2013. 288 с.

9. Никуличева Д.Б. Как найти свой путь к иностранным языкам: лингвистические и психологические стратегии полиглотов. М.: Флинта – Наука, 2009. 304 с.

10. Пищальникова В.А. Предмет и задачи этнопсихолингвистических исследований // Российская психолингвистика: итоги и перспективы (1966–2021) / научн. ред. И. А. Стернин, Н. В. Уфимцева, Е. Ю. Мягкова. М.: Институт языкознания – ММА, 2021. С. 148–158. DOI: 10.30982/978-5-6045633-7-3

11. Сорокин Ю.А. Этническая конфликтология (теоретические и экспериментальные фрагменты). М.: Институт проблем риска, 2007. 120 с.

12. Шапошникова И.В. Языковая личность // Российская психолингвистика: итоги и перспективы (1966–2021) / научн. ред. И. А. Стернин, Н. В. Уфимцева, Е. Ю. Мягкова. М.: Институт языкознания – ММА, 2021. С. 178–194. DOI: 10.30982/978-5-6045633-7-3

13. Языковая интернет-платформа Amazing Talker. URL: https://en.amazingtalker.com (дата обращения 08.07.2022)

14. Языковая интернет-платформа Baselang. URL: https://web.baselang.com (дата обращения 08.07.2022)

15. Языковая интернет-платформа Italki. URL: http://www.italki.com (дата обращения 08.07.2022)

16. Bilovesky V. Does integrating Europe need polylingualism and multiculturalism? // European Researcher, 2013, vol. 42, № 2–3. P. 455–461.

17. Kazakov G. Polyglot studies in spring 2022 // Филологические науки в МГИМО, т. 8, №2. P. 138–142. DOI: 10.24833/2410-2423-2022-2-31-138-142


Рецензия

Для цитирования:


Никуличева Д.Б. Апробация методики полиглота Алана Бигулова по суперинтенсивному вхождению в разговорную практику. Филологические науки в МГИМО. 2022;8(3):25-34. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2022-3-32-25-34

For citation:


Nikulicheva D.B. Testing polyglot Alan Bigulov’s strategy for superintensive entry into conversational practice. Linguistics & Polyglot Studies. 2022;8(3):25-34. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2022-3-32-25-34

Просмотров: 118


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)
ISSN 2782-3717 (Online)