Языковая политика в индустрии гостеприимства в России
https://doi.org/10.24833/2410-2423-2022-3-32-82-95
Аннотация
Данная публикация исследует языковую политику и языковое планирование в индустрии гостеприимства и туризма в Российской Федерации. Гостеприимство является значимой отраслью экономики и получает поддержку государства. В 2021 и 2022 гг. были внесены изменения в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» и запущен национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Целью данных инициатив является продвижение и развитие туристкой активности в стране и улучшение качества туристических продуктов. Знание иностранных языков неразрывно связано с уровнем качества обслуживания гостей, и работники этой сферы обязаны следовать языковым нормам и протоколу, что, тем не менее, внедряется не повсеместно. Исследование рассматривает степень достаточности языковой политики в указанной индустрии. Понятие «языковое управление» является предпочтительным по отношению к термину «языковое планирование», так как лучше отражает усилия, направленные на внесение изменений в языковые практики в социальной группе работников сферы гостеприимства. Данные изменения вызваны политическими и экономическими тенденциями и отражают нынешнее социально-экономическое положение. В статье анализируются текущие государственные документы, относящиеся к теме исследования, в сравнении с мнениями 130 стажёров, проходящих практику в учреждениях гостеприимства. Это позволяет выявить пути улучшения языковых практик и языковой политики в данной индустрии. Исследование также посвящено анализу уровня языковой подготовки в сфере гостеприимства. Освещаются текущие модели обучения английскому языку для профессиональных целей как на уровне высшего образования, так и в рабочем контексте. Обсуждается взаимосвязь между языковой политикой и обучением иностранному языку для специальных целей.
Об авторе
А. Б. СагалРоссия
Арина Борисовна Сагал – старший преподаватель кафедры менеджмента в индустрии гостеприимства и директор учебно-методического центра «Межкультурные коммуникации: индустрия гостеприимства» Института отраслевого менеджмента
119571, Москва, пр. Вернадского, 82
Список литературы
1. Bastardas-Boada A. Language policy and planning as an interdisciplinary field: towards a complexity approach // Current Issues in Language Planning, 2013, vol. 14, no. 3–04. P. 363–381. DOI: 10.1080/14664208.2013.829276
2. Baxter A., Seligson P. Evaluating Your Students. London: Richmond Press, 1997. 96 p.
3. Bianco J. Language policy and planning // Sociolinguistics and Language Education / N. Hornberger & S. McKay eds. Bristol: Multilingual Matters, 2010. P. 143–174.
4. Brown H. Language Assessment: Principles and Classroom Practices. White Plains: Longman, 2003. 324 p.
5. Brunton M. An evaluation of students’ attitudes to the general English and specific components of their course: a case study of hotel employees in Chiang Mai, Thailand // English for Special Purposes World, 2009, vol. 8, no. 4 (25). P. 1–82. URL: http://esp-world.info/Articles_25/ESP%20world%20study.pdf (дата обращения 15.06.2022)
6. Cooper R. Language Planning and Social Change. Cambridge: Cambridge University Press, 1989. 228 p.
7. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», 01.07.2022. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения 10.06.2022)
8. Ghany S.Y., Latif M. English language preparation of tourism and hospitality undergraduates in Egypt: does it meet their future workplace requirements? // Journal of Hospitality, Leisure, Sport and Tourism Education, 2012, vol. 11, no. 2. P. 93–100.
9. Государственная программа «Развитие туризма», 24.12.2021. URL: http://government.ru/rugovclassifier/899/events/ (дата обращения 10.06.2022)
10. Graves K. Designing Language Courses: a Guide for Teachers. Boston: Heinle & Heinle, 1999. 308 p.
11. Gupta K. A Practical Guide to Needs Assessment. 2nd ed. San Francisco: Pfeiffer, 2007. 336 p.
12. Hughes A. Testing for Language Teachers. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 251 p.
13. Hutchinson T., Waters A. English for Specific Purposes. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. 183 p.
14. Luka I. Development of students’ English for special purposes competence in tourism studies at tertiary level // English for Specific Purposes World, 2009, vol. 8, no. 4 (25). P. 1–32. URL: http://esp-world.info/Articles_25/Ineta_Luka_ESP_World.pdf (дата обращения 20.06.2022)
15. Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». URL: https://национальныепроекты.рф/projects/turizm (дата обращения 12.07.2022)
16. Национальный проект «Демография». URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/demography (дата обращения 29.06.2022)
17. Nation I., Macalister J. Language Curriculum Design. New York: Routledge, 2010. 224 p.
18. Nunan D. Syllabus Design. Oxford: Oxford University Press, 1988. 166 p.
19. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о классификации гостиниц», 18.11.2020. URL: http://static.government.ru/media/acts/files/1202011260022.pdf (дата обращения 03.07.2022)
20. Профстандарт 33.007 «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса / сети гостиниц», 07.05.2015. URL: https://classinform.ru/profstandarty/33.007-rukovoditel-upravliaiushchii-gostinichnogo-kompleksa-seti-gostinitc.html (дата обращения 21.06.2022)
21. Профстандарт 33.008 «Руководитель предприятия питания», 07.05.2015. URL: https://classinform.ru/profstandarty/33.008-rukovoditel-predpriiatiia-pitaniia.html (дата обращения 15.06.2022)
22. Radovanović A., Pešić D. English language curriculum contributing towards tourism development // Tourism International Scientific Conference Vrnjačka Banja – TISC, vol. 2, no. 2. Vrnjačka Banja: University of Kragujevac, 2017. P. 681–697.
23. Richards J. The Language Teaching Matrix. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. 200 p.
24. Roche G., Ward S. Language policy // Historical Dictionary of Tibet / J. Powers & D. Templeman eds. 2nd ed. Lanham: Rowman & Littlefield, 2020. P. 373–377.
25. Rojas E., et al. The significance of English language development for future Asian tourism and hotel management professionals // Theory and Practice in Language Studies, 2019, vol. 9, no. 1. P. 11–17.
26. Spolsky B. Language Policy. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. 387 p.
27. Thornbury S. The New A–Z of ELT. London: Macmillan, 2017. 321 p.
28. Walker J. Introduction to Hospitality. 6th ed. Upper Saddle River: Pearson, 2013. 577 p.
29. Wingard L. Language planning and social change // Issues in Applied Linguistics, 1998, vol. 9, no. 1. P. 67–69.
Рецензия
Для цитирования:
Сагал А.Б. Языковая политика в индустрии гостеприимства в России. Филологические науки в МГИМО. 2022;8(3):82-95. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2022-3-32-82-95
For citation:
Sagal A.B. Language policy in the hospitality industry in Russia. Linguistics & Polyglot Studies. 2022;8(3):82-95. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2022-3-32-82-95