Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

Вербализация ценностного концепта «ТОЛЕРАНТНОСТЬ» в речи немецкоязычной молодёжи (на материале репортажей TRU DOKU)

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2022-4-33-8-20

Аннотация

Статья посвящена изучению средств репрезентации ценностного концепта «толерантность» в речи современной немецкоязычной молодёжи. Цель настоящего исследования заключается в определении места толерантности среди других ценностей современного немецкого социума, а также в систематизации языковых единиц, эксплицирующих данную ценность. Материалом исследования послужили 50 документальных фильмов малого формата, размещённых на немецкоязычном YouTube-канале TRU DOKU в 2020–2021 гг. Система ценностей индивида реконструируется посредством анализа его оценочных суждений, которые могут быть разделены на эксплицитные прямые, эксплицитные непрямые и имплицитные в зависимости от степени соответствия обобщённой формуле оценочных суждений, выведенной в ходе работы с теоретическим материалом. Продукты речевой деятельности протагонистов анализируются с целью выявления языковых средств создания оценочности. В перечень таких языковых средств входят прилагательные, существительные, глаголы общей и частной оценки, усилительные частицы, предикаты мнения и восприятия, сравнительные конструкции, в том числе скрытые сравнения в виде метафор и фразеологических единиц. Особое внимание уделяется эмотивной и эмотивно-ассоциативной лексике. Помимо этого, анализу подвергается семантика лексем, используемых в контексте с оценочными осуждениями, которая также может быть использована как источник информации о ценностных ориентирах говорящего. В результате анализа установлено, что при трансляции ценностной установки «толерантность» преобладают имплицитные оценочные суждения. Помимо перечисленных типов языковых единиц, важную роль играют глагол sich wünschen для выражения желания, модальные глаголы и глагол lassen для передачи отношения к толерантности и обратной, нежелательной ситуации дискриминации; относительно частотны конструкция egal + косвенный вопрос и клише jemanden so nehmen, wie man ist. Семантика лексем в анализируемых контекстах позволяет сделать вывод о том, что участники фильмов призывают зрителя к когнитивному усилию для лучшего понимая иных культур и моделей поведения. Общий вывод о месте толерантности в системе ценностей немецкоязычной молодёжи состоит в том, что данный концепт укрепляет своё положение, но пока не является общепринятой ценностью, о чём свидетельствует большое количество экспликативных конструкций в речи участников.

Об авторах

А. В. Анищенко
Московский государственный лингвистический университет
Россия

Анищенко Алла Валерьевна – кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой лексикологии и стилистики немецкого языка факультета немецкого языка

119034, Москва, ул. Остоженка, 38



К. А. Тумасян
Московский государственный лингвистический университет
Россия

Тумасян Карина Арамовна – аспирант первого года обучения, преподаватель кафедры лексикологии и стилистики немецкого языка факультета немецкого языка

119034, Москва, ул. Остоженка, 38



Список литературы

1. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: оценка, событие, факт / Н.Д. Арутюнова. М.: Наука, 1988. 338 c.

2. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки / Е. М. Вольф. М.: УРСС, 2002. 261 с.

3. Ивин А. А. Классическое и неклассическое определение ценности / А. А. Ивин, И. П. Никитина // Философия и ценности современной культуры: материалы Международной научной конференции, Минск, 10–11 октября 2013 г. Минск, 2014. С. 95–98.

4. Гулина Н. А. Понятие толерантности: история и современность / Н. А. Гулина, Т. М. Садкина, Е. И. Филимонова // Sciences of Europe #26, 2018. C. 54–56.

5. Карасик В. И. Антология концептов. Том 1. / В. И. Карасик, И. А. Стернин. Волгоград: Парадигма, 2005. 352 с.

6. Лингвистика и аксиология: этносемиометрия ценностных смыслов: коллективная монография / Е. Ф. Серебренникова, Н. П. Антипьев, Л. Г. Викулова и др./ под общей ред. Е. Ф. Серебренниковой. М.: ТЕЗАУРУС, 2011. 352 с.

7. Шаховский В. И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка: монография / В. И. Шаховский. М.: ЛИБРОКОМ, 2012. 208 с.

8. Henne H. Jugend und ihre Sprache. Darstellung, Materialien, Kritik. / H. Henne. Berlin; New York: Walter de Gruyter, 1986. 385 S.

9. Hülshoff, Th. Emotionen / Th. Hülshoff. Ernst Reinhardt Verlag, 2012. 336 S.

10. Läzer R. Zur Illokutionsstruktur von Pressekommentaren − Ein praktischer Beitrag zur Theoriendiskussion der Handlungsorientierten Textanalyse. // Zeitschrift Für Germanistik, 9(4), Peter Lang AG, 1988. S. 472–479.

11. Sandig B. Ausdrucksmöglichkeiten des Bewertens. Ein Beschreibungsrahmen im Zusammenhang eines fiktionalen Textes // Deutsche Sprache. 7, Berlin: Erich Schmidt Verlag, 1979. S. 137–159.

12. Winko S. Wertungen und Werte in Texten. Axiologische Grundlagen und literaturwissenschaftliches Rekonstruktionsverfahren. / S. Winko. Braunschweig; Wiesbaden: Vieweg Verlag, 1991. 234 S.

13. Jugend / YouTube / Kulturelle Bildung. Horizont 2019. Studie: eine repräsentative Umfrage unter 12- bis 19-jährigen zur Nutzung kultureller Bildungsangebote an digitalen Kulturorten [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/Wtc8Q (дата доступа 15.03.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Анищенко А.В., Тумасян К.А. Вербализация ценностного концепта «ТОЛЕРАНТНОСТЬ» в речи немецкоязычной молодёжи (на материале репортажей TRU DOKU). Филологические науки в МГИМО. 2022;8(4):8-20. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2022-4-33-8-20

For citation:


Anishchenko A.V., Tumasyan K.A. Verbalization of the value concept ‘TOLERANCE” in the speech of German-speaking youth (on the material of TRU DOKU reports). Linguistics & Polyglot Studies. 2022;8(4):8-20. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2022-4-33-8-20

Просмотров: 215


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)
ISSN 2782-3717 (Online)