Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

Недетективное пространство испанского нуара: «невидимый страж» Долорес Редондо

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2023-2-35-134-145

Аннотация

   Испанский нуар набирает популярность среди российских читателей и известен в других странах за пределами Испании. Этой разновидности чёрного детектива посвящено несколько работ, в основном зарубежных авторов, в которых исследуются те или иные особенности жанра. В контексте недетективного романного пространства произведений испанской писательницы Долорес Редондо подобных изысканий пока нет, в связи с чем комплексный анализ этого явления в романе «El guardián invisible», 2013 из «Trilogía del Baztán» («Трилогии о Бастане») представляется актуальным.

   Цель исследования – через структурно-аналитическую характеристику недетективных компонентов жанра обосновать и описать специфику испанского нуара.

   Системно-функциональный подход стал основой текстологического анализа и выводов, соответствующих поставленной цели. Данный подход был разработан О. Г. Ревзиной (1989), которая описывает художественный язык как систему выразительных языковых знаков с особой функциональной нагрузкой, служащей передаче художественного смысла. Так, воссозданная в романе жизнь (в широком смысле) северного уголка Испании противопоставляется убийству и смерти как проявлениям неизбежного и вечного Зла, выступая мотивом, выходящим за каноны детектива и неразрывно связанным с авторской позицией. Методом исследования стал литературно-культурологический и художественный анализ ткани произведения. В качестве аналитической базы привлекался не только оригинальный текст романа, но и ряд интервью автора, содержащих интересные откровения Долорес Редондо. В результате исследования можно заключить, что испанский нуар далеко отошёл от классического детектива, превратившись в своего рода «региональный», или «локальный», чёрный детектив. Его неотъемлемые элементы – включённость фабульного пространства в конкретный культурно-географический контекст с присущими ему историческими и мифолого-антропологическими особенностями, а также органическая связь фигуры детектива с этим пространством. Выделяются недетективные жанровые черты: репрезентация жизненного уклада, традиций и верований, истории места. С точки зрения неиспанской читательской аудитории, знакомство с испанским нуаром способно не только погрузить в мир захватывающего мистического триллера, но и сыграть роль мощного когнитивного импульса для изучения нестереотипной Испании в её историко-культурном многообразии.

Об авторе

Е. С. Коржукова
МГИМО УНИВЕРСИТЕТ МИД России
Россия

Елена Станиславовна Коржукова, кандидат филологических наук, доцент

кафедра испанского языка

Сфера научных интересов: лингвокультурология, современ-
ная испанская и латиноамериканская литература, анализ текста, стилистика, массовая литература в обучении языку, семиотика культуры

119454

пр. Вернадского, 76

Москва



Список литературы

1. Абашев В. В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе XX века. Пермь: Изд-во Пермского университета, 2000, 404 с.

2. Анциферов Н. П. Краеведный путь в исторической науке. (Историко-культурные ландшафты). Краеведение. Периодический орган центрального бюро краеведения. № 6, 1928. С. 321-338.

3. Баянбаева Ж. А. Локальный текст и его функции (на примере алма-атинского локального текста). Вестник РУДН, серия Литературоведение, Журналистика, № 2, 2016. С. 77-84.

4. Валье-Инклан, Р. Сонаты. Записки Маркиза де Брадомина. М.: Художественная литература, 1966. 312 с.

5. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959. 655 с.

6. Виноградов В. В. Избранные труды: о языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. 360 с.

7. Гладилин Н. В. Характерные черты постпостмодернизма в современной массовой литературе Германии. Вестник ТГУ, серия Гуманитарные науки. Филология и искусствоведение, выпуск 12 (104), 2011. С. 260-267.

8. Голубев Н. А. Формирование локального текста: Ивановский опыт. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филолог. наук, г. Иваново, Изд-во «Ивановский государственный университет», 2014. 23 с.

9. Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996. 252 с.

10. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца нашего столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998. 250 с.

11. Коренева Е. В. Репрезентация ритуалов, связанных с водой, в современной испанской прозе. Вестник культурологи. Вып. № 2 (97). Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2021. С. 52-63.

12. Лапина Е. В. Базовые понятия постмодернистской эстетики. Вестник РУДН, серия Литературоведение, Журналистика. Выпуск № 1, 2008. С. 56-63.

13. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000. 347 с.

14. Оболенская Ю. Л. Mitos y leyendas de España. Легенды и предания Испании: с обширными лингвокультурологическими, историческими, грамматическими комментариями. Изд. 4-е, испр. и доп. М.: URSS, 2020. 240 с.

15. Поэтика зарубежного классического детектива // Коллективный сборник. Ответственные редакторы: К. А. Чекалов, М. Р. Ненарокова; М.: Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького РАН, 2019. 304 c.

16. Прокофьева В. Ю. Категория Пространство в художественном преломлении: локусы и топосы. Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. № 11. 2005, с. 87-94.

17. Ревзина О. Г. Системно-функциональный подход в лингвистической поэтике // Проблемы структурной лингвистики / Отв. ред. В. П. Григорьев. М.: Наука, 1989. С. 134-151.

18. Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М.: Наука, 1983. С. 227-284.

19. Barandiaran, José Miguel. Mitología vasca. 22ª edición. Donostia-San Sebastián: Txertoa, 2021. 137 p.

20. Rino Ponce, M. M. La novela negra española. Un ejemplo contemporáneo: Dolores Redondo. Siglo XXI. Literatura y cultura españolas № 14, Ediciones Universidad de Valladolid, 2016. P. 69-81.

21. Sánchez Zapatero, J., Martín Escribá, A. Género negro para el siglo XXI: Nuevas tendencias y nuevas voces. Barcelona: Laertes, 2011. 286 p.

22. Culver, M. M. El “yo” de la detective: Dolores Redondo y Carolina Solé. Lectora № 21, 2015. P. 57-71.

23. Higuero, F. J. Exploración cognitiva y desencuadramiento diegético en “El guardián invisible”, de Dolores Redondo. Narrativas. Revista de narrativa contemporánea en castellano. Núm. 37, 2015. P. 13-23.

24. Porto, H. J. (2015). “Entrevista a Dolores Redondo: «La trilogía ha terminado, pero Amaia Salazar regresará con nuevos casos»”, La voz de Galicia, 27. 01. 2016. (fecha de consulta 18.08.2022). http://www.lavozdegalicia.es/noticia/literatura/2015/01/27/trilogia-terminado-amaia-salazar-regresara-nuevos-casos/00031422004313420816436.htm

25. Redondo D. M. El guardián invisible. // Trilogía del Baztán 1. Editorial Planeta, 2016. 431 p.

26. Redondo D. M. Legado en los huesos // Trilogía del Baztán 2. Editorial Planeta, 2016. 553 p.

27. Redondo D. M. Ofrenda a la tormenta. // Trilogía del Baztán 3. Editorial Planeta, 2016. 547 p.

28. Redondo D. M. Todo esto te daré. Editorial Planeta, 2016. 616 p.

29. Santarén Enrique // Hermes: pentsamendu eta historia aldizkaria = revista de pensamiento e historia, Nº. 67, 2020. p. 26-35 (fecha de consulta 25. 07. 2022). Dolores Redondo entrevistada en 2018. https://dialnet.unirioja.es/servlet/autor?codigo=4807193


Рецензия

Для цитирования:


Коржукова Е.С. Недетективное пространство испанского нуара: «невидимый страж» Долорес Редондо. Филологические науки в МГИМО. 2023;9(2):134-145. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2023-2-35-134-145

For citation:


Korzhukova E.S. Non-detective space of the Spanish noir: “The Invisible Guard” by Dolores Redondo. Linguistics & Polyglot Studies. 2023;9(2):134-145. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2023-2-35-134-145

Просмотров: 444


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)
ISSN 2782-3717 (Online)