Оптимизация подхода к обучению второму иностранному языку
https://doi.org/10.24833/2410-2423-2024-1-38-126-138
Аннотация
Обучение второму иностранному языку остаётся актуальной проблемой в сфере высшего образования, особенно сегодня, когда назрела необходимость перемен в учебном процессе. В основе данного исследования лежит обоснование оптимального подхода, который позволит вернуть утраченную привлекательность обучению второму иностранному языку в МГИМО, повысить качество языковой подготовки и уровень знаний, навыков и умений студентов. Отправной точкой исследования стали данные анкетирования студентов и преподавателей, которые выявили наиболее острые проблемы. Обязательное изучение двух иностранных языков в МГИМО может стать катализатором изменений, без которых процесс обучения второму иностранному языку не принесёт желаемых результатов. Сравнение двух подходов − нынешнего, ставшего объектом критики как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей, и предлагаемого авторами статьи − убедительно показывает, что оптимизация должна коснуться всех языковых кафедр и предусматривать целый комплекс мер, среди которых следует выделить обеспечение полноценных шести семестров обучения, предусмотренных учебными планами; пересмотр рабочих программ дисциплины «Второй иностранный язык» в сторону их облегчения; перераспределение часов, отводимых на изучение базового лексико-грамматического курса по сравнению с другими аспектами (язык профессии, перевод в зависимости от профиля факультета); создание специальных линеек учебников и учебных пособий, предназначенных для второго иностранного языка и интересных для студентов как с точки зрения содержания (актуальных по тематике), так и оформления (с использованием возможностей цифровых технологий). Предложенный проект, безусловно, потребует усилий и доброй воли как со стороны деканатов, так и со стороны языковых кафедр, поскольку влечёт за собой пересмотр учебных планов и программ. Однако его реализация позволит, в конечном счете, поднять значимость второго иностранного языка, а также повысить уровень языковой подготовки в МГИМО в целом, обеспечивая тем самым конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
Статья может представлять интерес как для преподавателей иностранных языков, так и для администрации вузов.
Об авторах
Е. А. ГрининаРоссия
Гринина Елена Анатольевна – доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры испанского языка
119454, Москва, пр. Вернадского, 76
А. М. Ионова
Россия
Ионова Анна Михайловна – доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка
119454, Москва, пр. Вернадского, 76
М. М. Конколь
Россия
Конколь Марина Михайловна − кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка №3
119454, Москва, пр. Вернадского, 76
Список литературы
1. Архангельская Н.Н. Интенсификация процесса обучения второму иностранному языку в вузе / Н. Н. Архангельская // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 12–2(78). С. 185–187.
2. Бурина Е.В. Современные принципы обучения второму иностранному языку / Е.В. Бурина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013. № 4. С. 103–109.
3. Бурина Е.В. Стратегические задачи и методические функции преподавателя второго иностранного языка / Е. В. Бурина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2013. № 4. С. 130–134.
4. Бусурина Е.Ю. Учебное пособие «Франция во всём многообразии» / «La France sous tous les angles» / Уровень В1 / Е.Ю. Бусурина, Е. И. Иванцова / электронная версия, готовится к публикации.
5. Винтайкина Р.В. Уроки немецкого: учебное пособие. В. 2 ч.: Ч.1. Уровень В1 / Р.В. Винтайкина, Н.Н. Новикова, Н.Н. Саклакова ; отв. ред. А.М. Ионова ; МГИМО (У) МИД России, Каф.нем. яз. Москва : МГИМО-Университет, 2014. 300 с.
6. Винтайкина Р.В. Уроки немецкого: учебное пособие. В. 2 ч.: Ч.2. Уровень В1 / Р.В. Винтайкина, Н.Н. Новикова, Н.Н. Саклакова ; отв. ред. А.М. Ионова ; МГИМО (У) МИД России, Каф.нем. яз. Москва : МГИМО-Университет, 2015. 297 с.
7. Гринина Е.А. Лингводидактика в неязыковом вузе: «Español actual A1-A2». // Вопросы иберо-романистики. Выпуск 12. М.: МАКС Пресс, 2013. С.17−22.
8. Гринина Е.А. Español actual. Уровень А1-А2. Современный испанский язык. Начальный курс / Е.А. Гринина, Ю.И. Микаэлян. 2-е изд., испр. и доп. М.: МГИМО-Университет, 2017. 240 стр.
9. Гринина Е.А. Современный испанский язык = Español actual: продолжающий курс: учебник: уровень B1 / Е. А. Гринина, Ю. И. Микаэлян. Москва: МГИМО-университет, 2021. 296 стр.
10. Гринина Е.А. Español actual = Современный испанский язык: углублённый курс: учебник: уровень В2 / Е. А. Гринина, Ю.И. Микаэлян, Н. А. Михеева; под ред. А.В. Дементьева; М.: МГИМО-Университет, 2020. 277 стр.
11. Гуреева А.В. Развитие методики обучения второму иностранному языку студентов: на примере немецкого языка / А. В. Гуреева // Современное педагогическое образование. 2022. № 4. С. 89–91.
12. Друцко Н. А. Обоснование применения принципов обучения второму иностранному языку в рамках мультилингвального подхода / Н.А. Друцко // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 12. С. 156–159. DOI 10.24158/spp.2017.12.33.
13. Заседателева М.Г. Основы методики обучения второму иностранному языку / М.Г. Заседателева, С.Л. Мишланова, А.А. Филиппова, Т.Ю. Вавилина. Челябинск : Библиотека А. Миллера, 2019. 276 с. ISBN 978-5-93162-146-3.
14. Конколь М.М. Анализ подходов к иноязычной подготовке специалистов-международников (на примере МГИМО МИД России) // М.М. Конколь, О.М. Кочкина // Педагогика и просвещение. 2022. № 4. С. 34–47. DOI: 10.7256/2454–0676.2022.4.39201
15. Марковских О.В. Обучение студентов управленческих специальностей второму иностранному языку с применением современных технологий / О. В. Марковских // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. № 5. С. 115–124.
16. Образовательный Стандарт МГИМО [Официальный портал МГИМО. [Электронный ресурс] – URL: https://mgimo.ru/sveden/eduStandarts/ (дата обращения: 05.11.2023)].
17. Принципалова О. В. Im Klartext: Часть I. Уровень А1: Учебное пособие / О.В. Принципалова, Н.Е. Меркиш, Т.П. Кирина; под ред. А.М. Ионовой. Москва: Прометей, 2020. 224 с.
18. Принципалова О.В. Im Klartext: Часть II. Уровень А2: Учебное пособие / О. В. Принципалова, Н.Е. Меркиш, Т.П. Кирина; под ред. Е.А. Зиминой. Москва: Прометей, 2021. 228 с.
19. Репникова Л. Н. Возможности оптимизации процесса преподавания второго иностранного языка / Л.Н. Репникова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2016. № 5(744). С. 246–255.
20. Саклакова Н.Н. Немецкий язык. Шаг за шагом: учебное пособие. В 2 ч., Ч.1, Уровень А1 / Н. Н. Новикова, Н.Н. Саклакова, Р.В. Винтайкина; под ред. Т.В. Заец. М.: МГИМО-Университет, 2019. 3-е изд., доп. и расш. 366 c.
21. Саклакова Н.Н. Немецкий язык. Шаг за шагом: учебное пособие. В 2 ч. Ч.2, Уровень А2 / Н. Н. Новикова, Н.Н. Саклакова, Р.В. Винтайкина; под ред. Т.В. Заец. М.: МГИМО-Университет, 2021. 3-е изд., доп. и расш. 320 c.
22. Селиванова Н.А. Формирование иноязычной информационной компетенции в курсе обучения французскому языку будущих экономистов-международников (продвинутый этап) / Н.А. Селиванова, А.Ю. Шашурина, Л.Л. Читахова. // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2020. №11. С. 127–131.
23. Сидакова Н.В. Обучение второму иностранному языку как билингвальный процесс в образовании студентов неязыковых специальностей / Н. В. Сидакова // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5, № 3(16). С. 185–189.
24. Стратегия развития МГИМО на 2020–2025 годы. Основные положения. [Официальный портал МГИМО. [Электронный ресурс] – URL: https://mgimo.ru/upload/2020/01/MGIMO-strategy_2020-2025_text.pdf (дата обращения 11.11.2023)].
25. Флеров О. В. Особенности преподавания второго иностранного языка в нелингвистическом вузе / О.В. Флеров // Современное образование. 2015. № 1. С. 1–25. DOI: 10.7256/2409-8736.2015.1.14101
26. Чигашева М.А. Профессиональная направленность языковой подготовки по немецкому языку в вузе / М.А. Чигашева // Иностранные языки в школе. № 10, 2017. С. 64–68.
27. Эрстлинг Л.В. Accent français A1. Французский язык для начинающих / Л.В. Эрстлинг, М. Л. Петрова. М.: Буки Веди, 2018. 220 с.
28. Эрстлинг Л.В. Accent français A2: учебник французского языка / Л.В. Эрстлинг, М. Л. Петрова. Москва: Буки Веди, 2020. 288 с.
29. Ястребова Е. Б. Языковое образование в вузе: уроки вынужденного перехода в онлайн / Е.Б. Ястребова, М.А. Чигашева, С.В. Евтеев // Образование и наука. Т. 24, № 5, 2022. С. 11–40.
30. Ястребова Л. Н. Пути оптимизации процесса обучения английскому языку как второй педагогической специальности / Л.Н. Ястребова // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 7(135). С. 155–158.
Рецензия
Для цитирования:
Гринина Е.А., Ионова А.М., Конколь М.М. Оптимизация подхода к обучению второму иностранному языку. Филологические науки в МГИМО. 2024;10(1):126-138. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2024-1-38-126-138
For citation:
Grinina E.A., Ionova A.M., Konkol M.M. Optimization of the approach to teaching the second foreign language. Linguistics & Polyglot Studies. 2024;10(1):126-138. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2024-1-38-126-138