Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

«Испанский нуар»: к литературоведческому пониманию жанра (на примере романа Долорес Редондо «Всё это дам тебе»).

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2024-4-41-132-150

Аннотация

Теоретическая направленность статьи преследует практическую цель: встроить образец современной испанской криминальной литературы в жанровые рамки с возможностью дальнейшего применения полученных результатов в отношении других произведений. Вопрос жанровой атрибуции в криминальной литературе до сих пор не решён по причине разных отправных точек многочисленных подходов: генезис жанров, национальная обусловленность, гендерный фактор, стилистика и т.д. Наша гипотеза заключается в возможности отнесения к определённому жанру любого образца современной криминальной литературы на основе единых литературоведческих параметров вне зависимости от национальной принадлежности произведения. Художественный анализ романа Долорес Редондо (Dolores Redondo Meira, р.1969) «Всё это дам тебе» («Todo esto te dare», 2016) на основе жанрово-типологического метода предваряется теоретическими разделами. Во введении мы обосновываем целесообразность настоящего исследования в свете влияния издательской практики на собственно литературную составляющую. В угоду коммерческому успеху вопрос жанровой детерминации часто искажается, лишая исследователей возможности научного анализа с использованием унифицированных терминов. Переходя непосредственно к предмету исследования, мы предлагаем небольшой экскурс в историю испанской криминальной литературы и в среду научной рефлексии по поводу так называемого «нуара» – частотной, но лишённой терминологичности номинации. Основным инструментом анализа текста становится методология, предложенная Н.Н. Кириленко и О.В. Федуниной. Последовательная «фильтрация» романа через постоянные структурные признаки (тип героя, субъектная структура, хронотоп и композиционные формы речи) позволяет отнести его к жанру «расследование жертвы» с некоторыми признаками полицейского романа. Поиск жанровой принадлежности произведения в синхроническом разрезе удобен и универсален, поэтому, во-первых, применим практически ко всем образцам современной криминальной литературы, а во-вторых, комплементарно может сочетаться с другими исследовательскими целями. Так, можно сфокусироваться на генезисе жанра или различных факторах влияния на него в прошлом и настоящем. В любом случае, если при всей подвижности и гибридном характере современной криминальной литературы её образцы могут быть классифицированы согласно единообразным критериям, это значительно обогащает инструментарий дальнейших исследований.

Об авторах

Е. С. Коржукова
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия

Коржукова Елена Станиславовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры испанского языка 

119454, Москва, пр. Вернадского, 76



И. В. Смирнова
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия

Смирнова Ирина Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры испанского языка

119454, Москва, пр. Вернадского, 76



Список литературы

1. Амирян Т.Н. Конспирологический детектив как жанр постмодернистской литературы (Д. Браун, А. Ревазов, Ю. Кристева). Автореферат диссертации на соискание учёной степени канд. филол. наук. М., 2012. 25 с.

2. Бахтин М.М. Роман, как литературный жанр // Бахтин М.М. Собр. соч. Т. 3: Теория романа (1930-1961 гг.). М.: Языки славянских культур, 2012. 880 с.

3. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб.: Алетейя, 2000. С. 9-193.

4. Бондарев А.П. Границы литературного жанра: от детективного расследования к психоаналитической интроспекции. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. Вып.13 (885). 2021. С. 289−314.

5. Буало П. Детективный роман/ П. Буало, Т. Нарсежак // Как сделать детектив. М.: Радуга, 1990. С. 198−202.

6. Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М.: Интрада, 1996. 225 с.

7. Кириленко Н.Н. Жанровый инвариант и генезис классического детектива. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. М., 2016. 252 с.

8. Кириленко Н.Н. Классический детектив как жанр криминальной литературы (инвариант и генезис). [монография] Москва – Екатеринбург: Кабинетный учёный, 2020. 246 с.

9. Кириленко Н.Н. Жанры криминальной литературы как теоретическая проблема / Н.Н. Кириленко, О.В. Федунина // Поэтика литературных жанров: проблемы типологии и генезиса. Коллективная монография. Под ред. Д.М. Магомедовой, В.В. Савелова. Российский государственный гуманитарный университет. 2019. С.110−202.

10. Коржукова Е.С. Недетективное пространство испанского нуара: «Невидимый страж» Долорес Редондо. Филологические науки в МГИМО. №9 (2). 2023. С. 134−145.

11. Коржукова Е.С. Мотив любви в трансформации и раскрытии образа главного героя в произведениях Артуро ПересаРеверте (на примере романа «Танго старой гвардии»). Филологические науки в МГИМО. №3 (19). 2019. С. 83−91.

12. Лесков С.В. Лексические и структурно-композиционные особенности психологического детектива. Автореферат диссертации на соискание учёной степени канд. филол. наук. СПб., 2005. 28 с.

13. Локшина Ю.В. Традиции готического романа в творчестве Айрис Мердок и Джона Фаулза. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук. Диссертация на соискание учёной степени канд. филол. наук. 2015. 161 с.

14. Лотман Ю.М. О содержании и структуре понятия «художественная литература» // Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3 т. Т. 1. Статьи по семиотике и топологии культуры. Таллин: Александра, 1992. С. 191−199.

15. Мазин А.В. «Блеск и нищета» детективного жанра [Электронный ресурс]. − URL:https://www.litres.ru/book/aleksandr-mazin/blesk-i-nischeta-detektivnogo-zhanra-239232/chitat-onlayn/ (дата обращения 23.07.24).

16. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000. 346 с.

17. Матвеенко И.А. Восприятие английского социально-криминального романа в русской литературе 1830-1900-х гг. Автореферат диссертации на учёной соискание степени канд. филол. наук. Томск, 2011. 34 с.

18. Савочкина Е.А. Лингвоэвокационное исследование литературно-художественного жанра юридического триллера: на материале романа J. Grisham “The Runaway Jury” и его перевода на русский язык. Диссертация на соискание учёной степени канд. филол. наук. Барнаул, 2007. 165 с.

19. Скокова Т.А. Специфика массовой литературы в эпоху постмодернизма. Вестник ВГУ. Филология. Журналистика. № 2. 2009. C. 95−100.

20. Спиридонов Д.В. Национальные варианты детектива в современном зарубежном литературоведении: проблема внутрижанровой типологии детективного нарратива. / Д.В. Спиридонов, Е.В. Хорошев // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. № 6 (33). 2014. С. 69−73.

21. Федунина О.В. «Расследование жертвы» в литературе и кино: “Фламандская доска” А. Переса-Реверте и “Uncovered” Д. Макбрайда» // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7. Литературоведение. М.: ИНИОН РАН, 2024. С. 101−114.

22. Теория литературы. В 2 т. Т. 1 / под ред. Н. Д. Тамарченко. М.: Academia, 2004. 513 с.

23. Culver M.M. El “yo” de la detective: Dolores Redondo y Carolina Solé. Lectora № 21, 2015. pp. 57−71.

24. Higuero F.J. Exploración cognitiva y desencuadramiento diegético en “El guardián invisible”, de Dolores Redondo. Narrativas, Revista de narrativa contemporánea en castellano. núm. 37. 2015. pp. 13−23.

25. Lissorgues Y. La novela detectivesca española actual: un posibilismo realista. AIH, Actas XI. Centro Virtual Cervantes. 1992. pp. 173−182.

26. Redondo D.M. Ofrenda a la tormenta. Trilogía del Baztán 3. Editorial Planeta. 2016. 547 p.

27. Redondo D.M. Todo esto te daré. Barcelona. Editorial Planeta. 2016. 616 p.

28. Rino Ponce M.M. La novela negra española. Un ejemplo contemporáneo: Dolores Redondo. Siglo XXI. Literatura y cultura españolas. № 14. Ediciones Universidad de Valladolid. 2016. pp. 69−81.

29. Todorov Tz. Poétique de la prose (choix) suivi de Nouvelles recherches sur le récit. P., 1980. 153 p.

30. Wieser D. Crímenes y sus autores intelectuales. Entrevistas a escritores del género policial en América Latina y África lusófona. Forum Literaturwissenschaften 8. Martin Meidenbauer Verlagsbuchhandlung. München, 2010. 238 p.

31. Zapatero J.S. La novela negra europea contemporánea: una aproximación panorámica. Extravío. Revista electrónica de literatura comparada, núm. 7. 2014. p. 10−24.


Рецензия

Для цитирования:


Коржукова Е.С., Смирнова И.В. «Испанский нуар»: к литературоведческому пониманию жанра (на примере романа Долорес Редондо «Всё это дам тебе»). Филологические науки в МГИМО. 2024;10(4):132-150. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2024-4-41-132-150

For citation:


Korzhukova E.S., Smirnova I.V. «Spanish Noir»: towards a Literary Understanding of Genre (on the Example of the Novel «Todo esto te daré» by D. Redondo). Linguistics & Polyglot Studies. 2024;10(4):132-150. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2024-4-41-132-150

Просмотров: 158


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)
ISSN 2782-3717 (Online)