Полидискурсивное речевое поведение спортсменов (на материале немецкого спортивного дискурса единоборств)
https://doi.org/10.24833/2410-2423-2025-1-41-161-173
Аннотация
В настоящей статье рассматривается полидискурсивность речевого поведения субъекта спортивного дискурса единоборств. Полидискурсивность рассматривается как взаимодействие дискурсов. Внутри одной коммуникативной ситуации современный человек должен сочетать различные социальные роли, что требует от него умения оперировать речевыми средствами разных дискурсов: педагогический, политический, военный, театральносценический, мировоззренческий и др. Целью исследования является описание особенностей речевого поведения субъекта спортивного дискурса единоборств с опорой на концептуальную структуру. Речевое поведение спортсмена-борца носит полидискурсивный характер. Смена языковых средств осуществляется в зависимости от речевой ситуации и роли в процессе общения. Гибкость смены речевых средств позволяет повысить эффективность достижения поставленных целей и осуществления стратегий и тактик. В ходе исследования применялись методы дискурсивного, контекстуального и компонентного анализов. Материалом для данной статьи послужили немецкие социальные сети, а также немецкие электронные издания. В статье спортивный дискурс рассматривается как комплекс речевых жанров, объединённых одной социальной сферой функционирования – спортивной деятельностью во всех её аспектах. Дискурс спортивных единоборств − разновидность спортивного дискурса, где спортивная деятельность субъектов связана с видами боевых искусств. Проведён анализ интервью и отбор реплик спортсменов-борцов. Проанализировано речевое поведение спортсменов-борцов с точки зрения принадлежности высказывания к определённому виду дискурса. Анализ отобранного материала позволил проследить смену и выбор языковых средств у адресата в зависимости от коммуникативной сферы. В ходе исследования было выявлено, что коммуникация спортсменов-борцов носит полидискурсивный характер. Полидискурсивность спортивного дискурса подтверждается особенностями речевого поведения спортсмена. Характер речевого поведения спортсмена определяется коммуникативной ситуацией. В речи спортсмена зафиксированы преимущественно элементы педагогического, театрального и маркетингового дискурсов. Благодаря полидискурсивности спортивной коммуникации происходит вовлечение большего количества внеязыковых параметров для реализации коммуникативных намерений спортсменов и осуществляется смена ролей в зависимости от коммуникативной ситуации. Данные результаты позволят проследить стратегии и тактики, применяемые субъектом спортивного дискурса для достижения целей.
Ключевые слова
Об авторе
В. С. ТабаковаРоссия
Табакова Виктория Сергеевна – преподаватель кафедры немецкого языка,
119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
Список литературы
1. Асобина Т.В. Влияние досуга на формирование стратегии жизни российской молодежи: Автореф. канд. ... философск. наук / Т.В. Асобина. - Ростов-на-Дону. 2015. 38 с.
2. Белютин Р.В. Немецкий спортивный дискурс: опыт прагмасемантического и лингвокогнитивного исследования: Диссертация док... филол. наук / Р.В. Белютин. Смоленск. 2019. 485 с.
3. Глушак В.М. Реализация речевой стратегии поддержания имеющегося характера отношений коммуникантов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 1(69). С.60−66.
4. Глушак В.М. Вербализация имидженарушающих интенций в немецком политическом дискурсе/ В.М.Глушак, О.В.Принципалова. Москва.2020. С.92−99.
5. Горбунов А. Г. Дискурс как новая лингвистическая парадигма // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф., фев. 2013 г. Чита: Изд. Молодой учёный, 2013. с.155−158.
6. Григорьева В. С. Дискурс как элемент коммуникативного процесса: прагмалингвистический и когнитивный аспект: монография. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2007. 288 с.
7. Данилова Л.Ю. Современные тенденции развития библиотечно-информационных технологий: материал шестой научно-практической конф., 12-15 октября 2015 г. Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2015. С. 100−106.
8. Двойнина А.В. Роль тематико-терминологического словаря в формировании коммуникативной личности спортсмена : на материале терминов спортивных единоборств : Диссертация канд... филол. наук : / А.В. Двойнина. Уфа, 2013. 260 с.
9. Ежова Т.В. К проблеме изучения педагогического дискурса // Вестник ОГУ. Том 1. Гуманитарные науки. 2006. №2. С. 54.
10. Зильберт Б.А., Зильберт А.Б. 2001. Спортивный дискурс: базовые понятия и категории; исследовательские задачи. В кн.: Язык, сознание, коммуникация. Сб. статей. Отв. ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. М., МАКС Пресс, вып.17: 45–55.
11. Зильберт, А.Б. Спортивный дискурс: точки пересечения с другими дискурсами (проблемы интертекстуальности) / А.Б. Зильберт // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей. / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М.: МАКС Пресс, 2001. Вып.19. С. 103−112.
12. Зиянгиров Э.К. Семантические и функционально-стилистические параметры спортивного дискурса: Диссертация канд... филол.наук / Э.К. Зиянгиров. Уфа. 2017. 193 с.
13. Исаева, Л.А. Спортивный дискурс: дискретизация континуума / Л.А. Исаева, Н.Б. Казарина // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 2: Филология и искусствоведение. 2012. С. 188–191.
14. Канашина С.В. Интернет-мем как современный медиадискурс / С.В. Канашина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. №8 (131). С. 125−129.
15. Киселева В.А. Лексико-фразеологическая экспликация концепта футбол в спортивном дискурсе: Автореф. канд. ... филол. наук / В.А. Киселева. Санкт-Петербург. 2009. 25 с.
16. Коротеева О.В. Дефиниция в педагогическом дискурсе: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 1999. 24 с.
17. Кубрякова Е. С. Язык и знание / Е. С. Кубрякова. М.: Языки славянской культуры, 2004. 555с.
18. Кудрин С.А. Базовые метафоры спортивного дискурса как текстопорождающие модели: Автореф. канд. ... филол. наук / С.А. Кудрин. Москва. 2011. 20 с.
19. Малышева Е.Г. Русский спортивный дискурс [Текст] : лингвокогнитивное исследование : монография / Е. Г. Малышева; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Омский гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского. Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2011. 323 с.
20. Марцинкевич И.П. Функциональные характеристики спортивного дискурса / И. П. Марцинкевич. – Мат. Междунар. науч.-практ.конф.«Кросс-культурная коммуникация и современные технологии в исследовании и преподавании языков», гуманитарный факультет БГУ, Минск / М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т; редкол. : О. И. Уланович (отв. ред.). Минск: Изд. центр БГУ, 2012. С. 50–53.
21. Миягашев Ф.Ф. Коммуникативное поведение субъектов дискурса спортивных единоборств в США и России // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. 2018 №1. С. 38-42.
22. Нарчук В.С. Коммуникативная толерантность в социальных сетях на страницах о смешанных единоборствах: когнитивно-прагматический аспект: Диссертация канд... филол. наук / В.С. Нарчук. Красноярск. 2022. 165 с.
23. Олешков М. Ю. Системное обоснование дискурсивной модели: лингвопрагматический подход // Вопросы филологии, № 1 (22), 2006. с. 39−43.
24. Панкратова О.А. Лингвосемиотические характеристики спортивного дискурса: Автореферат канд. ... филол. наук / О.А.Панкратова. Волгоград. 2005. 23 с.
25. Поспелова Ю.Ю. Педагогический дискурс и его характеристики // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009. № 1. С. 307– 308.
26. Снятков К.В. Коммуникативно-прагматические характеристики телевизионного спортивного дискурса: Автореф. канд. ... филол.наук / К.В. Снятков . Вологда. 2008. 18 с.
27. Темнова Е. В. Современные подходы к изучению дискурса // Язык, сознание, коммуникация: сб. статей. Вып. 26. М.: МАКС Пресс, 2004. с. 24−32.
28. Трубченинова А.А. Эмотивность и оценочность в немецком газетном спортивном дискурсе: Автореф. канд. ... филол. наук / А.А. Трубченинова. Москва. 2006. 24 с.
29. Филимонова Е.П. Реализация спортивного дискурса в интернет-коммуникации: когнитивно-прагматический аспект: Автореф. канд. ... филол. наук / Е.П. Филимонова. Майкоп. 2019. 20 с.
30. Шарафутдинова С.В. Формирование социальной оценки в дискурсе СМИ: на материале спортивного дискурса: Автореф. канд. ... филол. наук / С.В. Шарафутдинова. Ижевск, 2010. 26 с.
31. Шевченко А. С. Театральный дискурс: структура, жанры, особенности лингвистической репрезентации: на примере русского, английского, бурятского языков: Автореф. канд. ... филол. наук / А.С.Шевченко. Санкт-Петербург. 2012. 20 с.
32. Habscheid, St. Text und Diskurs / St. Habscheid. 1. Auflage. Stuttgart: UTB GmbH, 2010. 122 S.
Рецензия
Для цитирования:
Табакова В.С. Полидискурсивное речевое поведение спортсменов (на материале немецкого спортивного дискурса единоборств). Филологические науки в МГИМО. 2025;11(1):161-173. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2025-1-41-161-173
For citation:
Tabakova V.S. Polydiscursive Speech Behavior of Athletes (Based On German Martial Arts Sports Discourse). Linguistics & Polyglot Studies. 2025;11(1):161-173. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2025-1-41-161-173