Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

В диалоге с Фрейре: обучение творческому письму на иностранном языке

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2025-2-43-106-116

Аннотация

Данная статья посвящена применению принципов критической педагогики Пауло Фрейре для повышения эффективности обучения студентов творческому письму на иностранном языке. Особое внимание, уделяемое Фрейре критическому мышлению, диалогу и самостоятельности учащихся, является прочным фундаментом для развития их подлинного самовыражения и активного вовлечения в учебный процесс. В исследовании рассматриваются ключевые принципы Фрейре и их практическое применение: создание инклюзивной атмосферы в классе, способствующей уверенности и снижению тревожности; совместная работа и поддержка со стороны сверстников, помогающие раскрыть творческий потенциал учащихся и повысить их самооценку; включение в учебный процесс задач, ориентированных на решение проблем и стимулирующих учащихся к стратегическому использованию языка; развитие самостоятельности учащихся, позволяющее им активно участвовать в процессе обучения и выбирать наиболее подходящие методы работы. Кроме того, исследуется важное значение визуальных средств обучения в преодолении разрыва между абстрактным и конкретным, что способствует повышению вовлечённости и облегчает понимание сложных идей. В качестве практических примеров применения данных принципов представлены методические стратегии, такие как совместное создание историй, написание рассказов по картинкам, составление диалогов и коллективное написание стихов. Подчёркивается важное различие между упражнениями и заданиями в контексте теории Рода Эллиса (Rod Ellis), при этом предпочтение отдаётся видам деятельности, ориентированным на цель и способствующим бессознательному усвоению языка (т.е. заданиям). Предложенный в работе подход, основанный на гуманистических принципах Фрейре и ориентированный на личность ученика, позволяет выйти за пределы формального изучения грамматики и сосредоточиться на развитии аутентичной коммуникации и творческого мышления, давая учащимся возможность выразить свою индивидуальность и сформировать собственную точку зрения. В заключение автор призывает к разработке более эффективных методик обучения творческому письму на иностранном языке, основанных на идеях Фрейре, и предлагает исследовать их влияние как на развитие языковых навыков, так и на личностный рост обучающихся. Предполагается, что это будет способствовать созданию более целостной и эффективной среды обучения.

Об авторе

А. С. Бовшик
Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет) 109004, Россия, Москва, ул. Земляной вал, 73
Россия

Александр Сергеевич Бовшик – кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

Сфера научных и профессиональных интересов: прикладная лингвистика, лингводидактика, межкультурная коммуникация, семиотика, переводоведение.

109004,  Москва, ул. Земляной вал, 73
 



Список литературы

1. Baines L. A Teacher’s Guide to Multisensory Learning: Improving Literacy by Engaging the Senses. Alexandria: Association for Supervision and Curriculum Development, 2008. 144 p.

2. Benson P. Learner Autonomy // TESOL Quarterly, 2013, vol. 47, no. 4. P. 839–843.

3. Бовшик А.С. Достоевский в Твиттере: Лингводидактический взгляд на феномен твиттературы // Язык и текст, 2020, т. 7, №1. С. 90–100. DOI: 10.17759/langt.2020070109.

4. Бовшик А.С. Особенности поликодового постмодернистского дискурса (на материале романов Д. Коупленда “Generation X” и “Generation A”): дисс… канд. филол. наук. Челябинск, 2012. 195 с.

5. Бовшик А.С. Проблема исправления ошибок в устной речи обучающихся в условиях реализации принципов теории свободного воспитания // Высшее образование для XXI века: проблемы воспитания. XIV Международная научная конференция. 14–16 декабря 2017 г. В двух частях. Доклады и материалы. Часть I. Москва: Изд-во Моск. гуманит. ун-т, 2017. С. 519–522.

6. Бовшик А.С. Инклюзивный потенциал сторителлинга при обучении иностранному языку / А. С. Бовшик, С. О. Гайворонская // Филологические науки в МГИМО, 2022, т. 8, №1. С. 80–93. DOI: 10.24833/2410-2423-2022-1-30-80-93.

7. Brown H.D. Language Assessment: Principles and Classroom Practices. San Fransisco: Pearson Longman, 2004. 324 p.

8. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment. Cambridge University Press. 260 p. URL: https://rm.coe.int/1680459f97 (accessed 22 January 2025).

9. Dawson P. Creative Writing and the New Humanities. London: Routledge, 2005. 254 p.

10. Ellis R. Task-based Language Learning and Teaching. Oxford: OUP Oxford, 2003. 387 p.

11. Freire P. Pedagogy of the Oppressed. New York: Continuum, 2000. 181 p.

12. Holmes V.L. Writing Simple Poems: Pattern Poetry for Language Acquisition / V. L. Holmes, M. R. Moulton. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 154 p.

13. Krashen S. Principles and Practice in Second Language Acquisition. Oxford: Pergamon Press, 1982. 202 p.

14. Krashen S. Second Language Acquisition and Second Language Learning. Oxford: Pergamon Press, 1981. 150 p.

15. Krashen S. We learn to write by reading, but writing can make you smarter // Ilha do Desterro: A Journal of English Language, Literatures in English and Cultural Studies, 1993, no. 29. P. 27–38.

16. Larsen-Freeman D. Techniques and Principles in Language Teaching / D. Larsen-Freeman, M. Anderson. 3rd ed. Oxford: Oxford University Press, 2011. 318 p.

17. Marr D. Vision: A Computational Investigation into the Human Representations and Processing of Visual Information. Cambridge: The MIT Press, 2010. 403 p.

18. Raimes A. Teaching writing // Annual Review of Applied Linguistics, 1998, vol. 18. P. 142–167.

19. Smith C. Creative writing as an important tool in second language acquisition and practice // The Journal of Literature in Language Teaching, 2013, vol. 2. P. 12–18.

20. Weigle S.C. Assessing Writing. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 282 p.

21. Wolff J. Your Creative Writing Masterclass. London: Nicholas Brealey, 2012. 320 p.


Рецензия

Для цитирования:


Бовшик А.С. В диалоге с Фрейре: обучение творческому письму на иностранном языке. Филологические науки в МГИМО. 2025;11(2):106-116. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2025-2-43-106-116

For citation:


Bovshik A. Dialoguing with Freire: Teaching Creative Writing to Second Language Learners. Linguistics & Polyglot Studies. 2025;11(2):106-116. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2025-2-43-106-116

Просмотров: 8


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)
ISSN 2782-3717 (Online)