Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

Экспериментальное применение методики гиперинтенсива для вхождения в разговорную практику немецкого языка только во взаимодействии с ИИ-тьюторами

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2025-3-44-24-54

Аннотация

В статье представлена экспериментальная верификация возможности достижения уровня вхождения в разговорную практику немецкого языка с нулевого уровня исключительно посредством взаимодействия с тьюторами на базе искусственного интеллекта в рамках авторской методики гиперинтенсива. Автором был проведён двухмесячный (62 дня) автоэксперимент с декабря 2024 года по январь 2025 года. В ходе эксперимента применялась методика гиперинтенсива, адаптированная для проведения уроков с персонализированными ИИ-тьюторами на основе подхода Student Operated Lesson. В рамках эксперимента была разработана экосистема из 21 специализированного ИИ-тьютора на платформах ChatGPT Plus, Google AI Studio, Claude и ElevenLabs, разделённых на две функциональные группы: академические тьюторы для поддержания сложных учебных диалогов и разговорные тьюторы, выполнявшие роль языковых партнёров для неформального общения. На протяжении эксперимента осуществлялся мониторинг прогресса разговорного навыка с привлечением независимых экспертов – преподавателей немецкого языка. Автором был проведён квантитативный лингвистический анализ транскрибированных диалогов с использованием специально разработанного программного обеспечения на базе библиотек spaCy и Textstat. За 62 дня эксперимента при общих временных затратах 131 час, из которых 52,5 часа были посвящены целенаправленной разговорной практике с ИИ-агентами, автором был достигнут уровень вхождения в разговорную практику. Результаты эксперимента были верифицированы через итоговые спонтанные беседы с шестью незнакомыми носителями немецкого языка и двумя привлечёнными независимыми экспертами, которые определили достигнутый уровень как B1 по шкале CEFR в аспекте разговорного навыка. Лингвистический анализ выявил освоение и использование 1060 уникальных лемм в спонтанной речи, прогрессивное усложнение синтаксических структур (увеличение dependency depth), снижение количества маркеров неуверенности (hesitation markers), что характеризует увеличение беглости речи, а также уменьшение показателя удобочитаемости (readability), что косвенно свидетельствует об усложнении речевых конструкций. Достигнутый уровень продемонстрировал устойчивость в ходе контрольной проверки через три месяца. Были выявлены специфические психолингвистические особенности взаимодействия с ИИ, включая проявление эффекта «зловещей долины» и необходимость высокой самодисциплины обучающегося. Проведённый эксперимент подтверждает применимость методики гиперинтенсива к условиям обучения исключительно с ИИ-тьюторами и возможность достижения функциональной беглости в иностранных языках без участия преподавателей-людей. Полученные результаты открывают новые перспективы как для развития методик автономного изучения языков, так и для создания гибридных моделей языкового обучения, интегрирующих преимущества ИИ-технологий и традиционных педагогических подходов к изучению иностранных языков. Тем не менее, дальнейшие исследования должны быть направлены на изучение долгосрочной устойчивости достигнутых результатов и оптимизацию взаимодействия человека с ИИ-системами в образовательном процессе.

Об авторе

А. К. Бигулов

Россия

Бигулов Алан Константинович – индивидуальный предприниматель, независимый исследователь в области методик изучения иностранных языков, полиглот, автор проекта «10 языков за 1000 дней»

Владикавказ



Список литературы

1. Бигулати В.Л. Роль методики гиперинтенсива в использовании языковых онлайн-платформ для развития разговорного навыка // Российская психолингвистика: итоги и перспективы. Материалы XX Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации, Москва, 27–28 мая 2022 г. М.: Изд-во РУДН, 2022. С. 187–188.

2. Бигулов А.К. Гиперинтенсив параллельного изучения пяти романских языков // Российская психолингвистика: итоги и перспективы. Материалы XX Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации, Москва, 27–28 мая 2022 г. М.: Изд-во РУДН, 2022. С. 188–189.

3. Бигулов А.К. Гиперинтенсивный формат развития разговорного навыка иностранного языка // Трансформация медицинского образования в цифровую эпоху: материалы XIV Общероссийской конференции с международным участием «Неделя медицинского образования – 2023» (Москва, 3–7 апреля 2023 года). М.: Сеченовский Университет, 2023. С. 266–267.

4. Бигулов А.К. Проект «10 языков за 1000 дней» и эксперимент по созданию индивидуализированного речевого курса // Теория речевой деятельности: вызовы современности. Материалы ХІХ Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации, Москва, 6–8 июня 2019 г. М.: Канцлер, 2019. С. 244–245.

5. Бигулов А.К. Эффект зловещей долины и философско-антропологические перспективы голосовых коммуникаций между человеком и LLM. СПб.: Лаборатория цифровой философии, 2025. URL: https://digital-philosophy.ru//event/phIIlconTexts/bigulovAK.html (дата обращения: 01.07.2025).

6. Никуличева Д.Б. Апробация методики полиглота Алана Бигулова по суперинтенсивному вхождению в разговорную практику // Филологические науки в МГИМО, 2022, т. 8, №3. С. 25–34. DOI: 10.24833/2410-2423-2022-3-32-25-34.

7. Никуличева Д.Б. Говорим, читаем, пишем: лингвистические и психологические стратегии полиглотов. М.: Флинта: Наука, 2013. 288 с.

8. Сябро Е.В. Принцип организации урока в рамках гиперинтенсивной методики изучения иностранных языков Алана Бигулова // Трансформация медицинского образования в цифровую эпоху: материалы XIV Общероссийской конференции с международным участием «Неделя медицинского образования – 2023» (Москва, 3–7 апреля 2023 года). М.: Сеченовский Университет, 2023. С. 267–268.

9. Alhazmi A.A. Evaluating ChatGPT’s Reliability in Second Language Acquisition (SLA): Insights on Language Skills and Technology’s Role / A. A. Alhazmi, M. Muftah // Electronic Journal of e-Learning, 2025, vol. 23, no. 1. P. 96–112. DOI: 10.34190/ejel.23.1.3762.

10. Aljabr F.S. Ethical and pedagogical implications of AI in language education: An empirical study at Ha’il University / F. S. Aljabr, A. A. M. H. Al-Ahdal // Acta Psychologica, 2024, vol. 251. Art. 104605. DOI: 10.1016/j.actpsy.2024.104605.

11. Davis G.M. Humanlike Conversational Artificial Intelligence Agents for Foreign or Second Language Learning: User Perceptions, Expectations, and Interactions with Agents. PhD Dissertation. Stanford University, 2022. URL: https://purl.stanford.edu/dj743bg5280 (дата обращения 31.07.2025).

12. Deep P.D. ChatGPT in ESL Higher Education: Enhancing Writing, Engagement, and Learning Outcomes / P. D. Deep, N. Martirosyan, N. Ghosh et al. // Information, 2025, vol. 16, no. 4. Art. 316. DOI: 10.3390/info16040316.

13. Du J. Transforming language education: A systematic review of AI-powered chatbots for English as a foreign language speaking practice / J. Du, B. K. Daniel // Computers and Education: Artificial Intelligence, 2024, vol. 6. Art. 100230. DOI: 10.1016/j.caeai.2024.100230.

14. Ericsson E. English speaking practice with conversational AI: Lower secondary students’ educational experiences over time / E. Ericsson, S. Johansson // Computers and Education: Artificial Intelligence, 2023, vol. 5. Art. 100164. DOI: 10.1016/j.caeai.2023.100164.

15. Lai W.Y.W. A systematic review of conversational AI tools in ELT: Publication trends, tools, research methods, learning outcomes, and antecedents / W. Y. W. Lai, J. S. Lee // Computers and Education: Artificial Intelligence, 2024, vol. 7. Art. 100291. DOI: 10.1016/j.caeai.2024.100291.

16. Letourneau A. A systematic review of AI-driven intelligent tutoring systems (ITS) in K-12 education / A. Letourneau, M. Deslandes Martineau, P. Charland et al. // npj Science of Learning, 2025, vol. 10. Art. 29. DOI: 10.1038/s41539-025-00320-7.

17. Li B. A systematic review of the first year of publications on ChatGPT and language education: Examining research on ChatGPT’s use in language learning and teaching / B. Li, V. L. Lowell, C. Wang, X. Li // Computers and Education: Artificial Intelligence, 2024, vol. 7. Art. 100266. DOI: 10.1016/j.caeai.2024.100266.

18. Li B. Two Years of Innovation: A Systematic Review of Empirical Generative AI Research in Language Learning and Teaching / B. Li, Y. L. Tan, C. Wang, V. Lowell // Computers and Education: Artificial Intelligence, 2025. Art. 100445. DOI: 10.1016/j.caeai.2025.100445.

19. Li Y. Design language learning with artificial intelligence (AI) chatbots based on activity theory from a systematic review / Y. Li, X. Zhou, H. Yin, T. K. F. Chiu // Smart Learning Environments, 2025, vol. 12, no 1. Art. 24. DOI: 10.1186/s40561-025-00379-0.

20. Li Z. Exploring the Utility of ChatGPT for Self-directed Online Language Learning / Z. Li, C. Wang, C. Bonk // Online Learning, 2024, vol. 28, no. 3. P. 157–180. DOI: 10.24059/olj.v28i3.4497.

21. Long M.H. Input, interaction, and second–language acquisition // Annals of the New York Academy of Sciences, 1981, vol. 379, no 1. P. 259–278. DOI: 10.1111/j.1749-6632.1981.tb42014.x.

22. Lu K. Large Language Models are Superpositions of All Characters: Attaining Arbitrary Role-play via Self-Alignment / K. Lu, B. Yu, C. Zhou, J. Zhou. // Proceedings of the 62nd Annual Meeting of the Association for Computational Linguistics. Vol. 1: Long Papers. Association for Computational Linguistics, 2024. P. 7828–7840. DOI: 10.18653/v1/2024.acl-long.423.

23. Lyu B. Effectiveness of Chatbots in Improving Language Learning: A Meta–Analysis of Comparative Studies / B. Lyu, C. Lai, J. Guo // International Journal of Applied Linguistics, 2025, vol. 35, no 2. P. 834–851. DOI: 10.1111/ijal.12668.

24. Mannekote A. Large Language Models for Whole-Learner Support: Opportunities and Challenges / A. Mannekote, A. Davies, J. D. Pinto et al. // Frontiers in Artificial Intelligence, 2024, vol. 7. Art. 1460364. DOI: 10.3389/frai.2024.1460364.

25. Mohebbi A. Enabling learner independence and self-regulation in language education using AI tools: a systematic review // Cogent Education, 2025, vol. 12, no 1. Art. 2433814. DOI: 10.1080/2331186x.2024.2433814.

26. Mori M. The Uncanny Valley [From the Field] / M. Mori, K. MacDorman, N. Kageki // IEEE Robotics & Automation Magazine, 2012, vol. 19, no 2. P. 98–100. DOI: 10.1109/mra.2012.2192811.

27. Nikulicheva D. Waves of Intensity in Language Learning: Polyglot Alan Bigulov’s Project “10 Languages in 1000 Days” // Signo, 2022, vol. 47, no. 88. P. 126–133. DOI: 10.17058/signo.v47i88.17394.

28. Peng J.-E. Willingness to communicate with artificial intelligence (AI)? Insights from tracking EFL learners’ perceived acceptance and chat output / J.-E. Peng, W. Liang // Computer Assisted Language Learning, 2025. P. 1–27. DOI: 10.1080/09588221.2025.2486147.

29. Radivojevic K. Human Perception of LLM-generated Text Content in Social Media Environments / K. Radivojevic, M. Chou, K. Badillo-Urquiola, P. Brenner // arXiv, 10 Sep. 2024. DOI: arxiv.org/abs/2409.06653.

30. Sarraf Caldwell N. Examining the Impact of AI-Assisted Language Learning Tools on Second Language Production. EdD Dissertation. National University, 2025. 107 p.

31. Son J.-B. Artificial intelligence technologies and applications for language learning and teaching / J.-B. Son, N. K. Ružić, A. Philpott // Journal of China Computer-Assisted Language Learning, 2025, vol. 5, no 1. P. 94–112. DOI: 10.1515/jccall-2023-0015.

32. Swain M. Problems in Output and the Cognitive Processes They Generate: A Step Towards Second Language Learning / M. Swain, S. Lapkin // Applied Linguistics, 1995, vol. 16, no 3. P. 371–391. DOI: 10.1093/applin/16.3.371.

33. Taeza J. The role of AI-powered chatbots in enhancing second language acquisition: An empirical investigation of conversational AI assistants // Edelweiss Applied Science and Technology, 2025, vol. 9, no. 3. P. 2616–2629. DOI: 10.55214/25768484.v9i3.5853.

34. Terzimehić N. Conversational AI as a Catalyst for Informal Learning: An Empirical Large-Scale Study on LLM Use in Everyday Learning. Conversational AI as a Catalyst for Informal Learning / N. Terzimehić, B. Buhler, E. Kasneci // arXiv, 13 Jun. 2025. DOI: 10.48550/arXiv.2506.11789.

35. Tu P.T.T. Integrating AI Into Language Learning: Insights from English Majors at a University in Vietnam / P. T. T. Tu, T. H. H. Giang, D. T. N. Thao, N. P. Thao // International Journal of Social Science and Human Research, 2025, vol. 8, no. 4. P. 2438–2445. DOI:10.47191/ijsshr/v8-i4-57.

36. Van Dijk W. Harnessing Artificial Intelligence to Enhance Speaking Confidence in EFL Learners with Limited Opportunities for Real-World Practice: A Review and Recommendations // International Journal For Multidisciplinary Research, 2025, vol. 7, no. 2. P. 727–742. DOI: 10.36948/ijfmr.2025.v07i02.42748.

37. Vincent J. Using AI Platforms to Improve Listening and Speaking Skills in ESL Primary Students / J. Vincent, M. Md Yunus, N. E. Mohd Said. // International Journal of Academic Research in Progressive Education and Development, 2025, vol. 14, no 1. P. 1829–1843. DOI: 10.6007/ijarped/v14-i1/24848.

38. Wiboolyasarin W. AI-driven chatbots in second language education: A systematic review of their efficacy and pedagogical implications / W. Wiboolyasarin, K. Wiboolyasarin, P. Tiranant et al. // Ampersand, 2025, vol. 14. Art. 100224. DOI: 10.1016/j.amper.2025.100224.

39. Wollny S. Are We There Yet? A Systematic Literature Review on Chatbots in Education / S. Wollny, J. Schneider, D. Di Mitri et al. // Frontiers in Artificial Intelligence, 2021, vol. 4. Art. 654924. DOI: 10.3389/frai.2021.654924.

40. Xia Y. Cross-Cultural Intelligent Language Learning System (CILS): Leveraging AI to Facilitate Language Learning Strategies in Cross-Cultural Communication / Y. Xia, S.-Y. Shin, J.-C. Kim // Applied Sciences, 2024, vol. 14, no 13. Art. 5651. DOI: 10.3390/app14135651.

41. Xiao F. Conversational agents in language learning / F. Xiao, P. Zhao, H. Sha et al. // Journal of China Computer-Assisted Language Learning, 2024, vol. 4, no 2. P. 300–325. DOI: 10.1515/jccall-2022-0032.

42. Zhai C. A systematic review on artificial intelligence dialogue systems for enhancing English as foreign language students’ interactional competence in the university / C. Zhai, S. Wibowo // Computers and Education: Artificial Intelligence, 2023, vol. 4. Art. 100134. DOI: 10.1016/j.caeai.2023.100134.

43. Zhang C. Artificial intelligence in EFL speaking: Impact on enjoyment, anxiety, and willingness to communicate / C. Zhang, Y. Meng, X. Ma // System, 2024, vol. 121. Art. 103259. DOI: 10.1016/j.system.2024.103259.

44. Zhu M. A systematic review of research on AI in language education: Current status and future implications / M. Zhu, C. Wang // Language Learning & Technology, 2025, vol. 29, no. 1. P. 1–29.


Рецензия

Для цитирования:


Бигулов А.К. Экспериментальное применение методики гиперинтенсива для вхождения в разговорную практику немецкого языка только во взаимодействии с ИИ-тьюторами. Филологические науки в МГИМО. 2025;11(3):24-54. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2025-3-44-24-54

For citation:


Bigulov A.K. Experimental Application of the Hyperintensive Method for Entering Conversational Practice in German Using Only AI Tutors. Linguistics & Polyglot Studies. 2025;11(3):24-54. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2025-3-44-24-54

Просмотров: 67


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)
ISSN 2782-3717 (Online)