СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ИСПАНИИ: К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ ЯЗЫКА И НАЦИИ
https://doi.org/10.24833/2410-2423-2019-1-17-80-88
Аннотация
В статье анализируется влияние процессов глобализации и регионализации на положение миноритарных и коофициальных языков в системе многонационального государства. В качестве наиболее яркого и актуального примера взята Испания и сложившаяся там напряжённая социолингвистическая и социокультурная ситуация в связи с попытками автономного сообщества Каталония выйти из состава испанского королевства и обрести независимость. Особенный интерес представляет сочетание центробежных результатов региональной политики Испании, направленной на поддержание и развитие каталонского языка и центростремительных процессов, происходящих в Европе, при которых ряд государственных функций, традиционно присущих национальному государству, переходит единой наднациональной структуре, Евросоюзу. Языковая политика Испании, направленная на всестороннюю защиту и развитие коофициальных и региональных языков, по праву считается одной из самых последовательных и плодотворных в Европе. Однако мощные процессы глобализации, направленные на размывание национальных особенностей, не всегда взвешенная поддержка миноритарных языков, реализуемая на европейском (Евросоюз), национальном (Испания) и региональном (Каталония) уровнях, а также современные условия развития нынешней объединённой Европы, на практике приводят к усилению центробежных тенденций и может иметь разрушительные последствия для самого национального государства.
Об авторе
Г. М. ГоренкоРоссия
Горенко Галина Михайловна – кандидат филологических наук, доцент кафедры испанского языка
119454, Москва, пр. Вернадского, 76
Список литературы
1. Ананьева Е.П. Виды и формы функционирования мультикультурализма // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2016, Т. 26, Вып. 4, С. 7-14.
2. Астахова Е.В. Испания как метафора. М., 2017. 274 с.
3. Волкова Г.И. Каталонский национализм и проблемы территориальной целостности Испании // Сравнительная политика. 2016, № 2 (23). С. 85-95.
4. Волкова Г.И., Дементьев А.В. Политическая история Испании. М.: Высшая школа, 2007. 192 с.
5. Горенко Г.М., Безгодов Д.Н., Горенко И.В. «Исправление имен» в понимании кризисных явлений современной культуры // Вестник развития науки и образования. 2018, № 2. С.59-69.
6. Гринина Е.А. Te linguistic battles of the Aran Valley in the crisis of multiculturalism // Ибероамериканские тетради. 2016, № 2 (12). С. 112– 116.
7. Гринина Е.А. Язык как инструмент политики. // Ибероамериканские тетради. 2017, № 1 (15). С. 86-89.
8. Денисенко Г.В. El catalán balear y el movimiento de gonellismo // Ибероамериканские тетради. 2014, № 2 (4). С. 25-29.
9. Денисенко Г.В. La guerra por la lengua: ¿el catalán/el valenciano o el catalán y el valenciano? // Ибероамериканские тетради. 2016, № 2 (12). С. 572-578.
10. Денисенко Г.В. Каталония, Валенсия, Балеарские острова: к вопросу о культурно-языковом сепаратизме // Ибероамериканские тетради. 2017, № 1 (15). С. 90-96.
11. Хенкин С.М. «Баскская проблема» как фактор разобщения испанской политии // Политическая наука. 2016, № 1. С. 124-146.
12. Хенкин С.М. Каталонский конфликт вчера и сегодня // Актуальные проблемы Европы. 2015, № 1. С. 117-138.
13. Хенкин С.М. Феномен сепаратизма. Опыт Испании. М., 2017. 111 с.
14. Щипков В.А. Регионализм как идеология глобализма. М.: МГИМО-Университет, 2017. 188 с.
15. Acord per a la transició nacional y per garantir l’estabilitat parlamentaria del Govern de Catalunya. Annex 1. 19 desembre 2012, 19 pp. Disponible en http://fle01.lavanguardia.com/2012/12/19/54358119611-url.pdf (visitada el 05.06.2018)
16. Acuerdo para la transición nacional y para garantizar la estabilidad parlamentaria del Gobierno de Cataluña. Barcelona: 2012. Disponible en https://www.lavanguardia.com/politica/20121215/54358002243/programa-gobierno-tres-frentes-actuacion.html (visitada el 05.06.18)
17. Atlas de las lenguas del mundo en peligro. (Moseley, Chr.:, ed.), París: Ediciones UNESCO. 2010.
18. Bautista Jiménez, J.M.: “El Convenio marco para la protección de las minorías nacionales: construyendo un sistema europeo de protección de las minorías”, Revista de investigación educativa, vol.22. n.3 (1995) pp.939-957
19. Carta europea de las lenguas regionales o minoritarias. Estrasburgo: 1992. Disponible en http://www.consello.org/pdf/cartaeuropea92.pdf (visitada el 05.06.18)
20. Constitución española. 1978. Disponible en http://www.congreso.es (visitada el 05.06.18)
21. Convenio-marco para la protección de las minorías nacionales. Estrasburgo, 1994.
22. Declaración sobre los derechos de las personas pertenecientes a las minorías nacionales o étnicas, religiosas y lingüísticas. Resolución 47/135 de la Asamblea General del 18.12.1992. Disponible en http://www.acnur.org/fleadmin/Documentos/BDL/2002/1424.pdf?fle=fleadmin/Documentos/BDL/2002/1424 (visitada el 05.06.2018)
23. Declaración universal de derechos lingüísticos. Barcelona: 1996. Disponible en https://archivos.juridicas.unam.mx/www/bjv/libros/2/740/20.pdf (visitada el 05.06.2018)
24. El catalán y las lenguas llamadas “minoritarias” de la Unión Europea. Documento disponible en http://www.caib.es/conselleries/educacio/dgpoling/user/catalaeuropa/castella/castella7.pdf (visitada el 05.06.18)
25. Euromosaic: producción y reproducción de los grupos lingüísticos minoritarios de la UE. Luxemburgo: Ofcina de publicaciones ofciales de las Comunidades Europeas. 1996. 105 p.
26. European Language Equality Network. Disponible en https://elen.ngo (visitada el 05.06.18)
27. Gorenko G., Gorenko A. Some aspects of the language policy of the European Union: the case of Catalonia// Ибероамериканские тетради. 2016, № 2 (12). С. 583-593.
28. Hicks, Davydh: “Hay 84 lenguas en Europa, todas con la misma dignidad”, entrevista concedida a La Vanguardia el 22.11.2016. Disponible en http://www.lavanguardia.com/lacontra/20161122/412049206256/hay-84-lenguas-en-europa-todas-con-lamisma-dignidad.html (visitada el 05.06.18)
29. Hoja de ruta unitaria del proceso soberanista catalán. Barcelona. 2015. Documento de Internet disponible en https://www.vilaweb.cat/media/continguts/000/098/692/692.pdf (visitada el 05.06.18)
30. La lengua en la escuela catalana: un modelo de éxito. Generalitat de Cataluña. Departament d´Ensenyament. 2015. 78 pp. Disponible en http://www.ensenyament.gencat.cat (visitada el 05.06.2018)
31. Las vías de integración de Catalunya en la Unión Europea. Generalitat de Cataluña. 2014. 75 pp. Disponible en http://www.gdr-elsj.eu/wp-content/uploads/2017/10/inf_6_castella.pdf (visitada el 05.06.18)
32. López Basaguren, A.: “Orden constitucional español y Carta Europea de las Lenguas Regionales o Minoritarias: algunos problemas de aplicación” en La protección de las lenguas minoritarias en Europa: hacia una nueva década. Vitoria-Gasteiz: 2011. pp.117-139.
33. Moral, Rafael del: Las batallas de la eñe. Lenguas condicionadas y nacionalismos exaltados. Madrid: Verbum, 2015. 188 p.
34. Ortega y Gasset, J., Azaña M.: Dos visiones de España: discursos en las Cortes Constituyentes sobre el Estatuto de Cataluña (1932). Galaxia Gutenberg. 2005. 141 p.
35. Pérez Medina, J.M.: “El caso de España” en La protección de las lenguas minoritarias en Europa: hacia una nueva década. Vitoria-Gasteiz: 2011. pp. 105-116.
36. Reparto de competencias en la Unión Europea. Documento disponible en: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ES/TXT/HTML/?uri=LEGISSUM:ai0020&from=ES (visitada el 05.06.18)
37. Versión consolidada del Tratado de la Unión Europea. Diario ofcial de la Unión Europea. Disponible en https://www.boe.es/doue/2010/083/Z00013-00046.pdf (visitada el 05.06.2018)
Рецензия
Для цитирования:
Горенко Г.М. СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ИСПАНИИ: К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ ЯЗЫКА И НАЦИИ. Филологические науки в МГИМО. 2019;17(1):80-88. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2019-1-17-80-88
For citation:
Gorenko G.M. SOCIOLINGUISTIC SITUATION IN SPAIN: PROTECTION OF LANGUAGE AND NATION. Linguistics & Polyglot Studies. 2019;17(1):80-88. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2019-1-17-80-88