ИРОНИЯ И ЮМОР КАК ДИСКУРСИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРАГМАТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ДЕЛОВЫХ ПУБЛИКАЦИЙ СМИ)
Аннотация
Настоящая статья посвящена целенаправленному использованию иронии и юмора в традиционно несвойственном им функциональном пространстве современного английского делового дискурса масс-медиа. Функционально-лингвистический анализ обширного эмпирического материала позволяет понять, с какой целью авторы статей британских и американских периодических изданий используют комические элементы при описании реалий делового мира, и в чём заключается системная роль языковых средств создания юмористического эффекта в реализации функционально-прагматического потенциала газетно-журнального текста. В дискурсе СМИ целью высказывания, содержащего шутку, как правило, является не критика описываемого явления, но скрытый призыв к его осмыслению и совершенствованию. Ироничный медиатекст, напротив, носит ярко выраженный эмоциональный характер, имплицитно актуализируя неодобрение, критику, отрицательное отношение автора к объекту речи. Скрытая форма субъективно-оценочной модальности делает иронию действенным приёмом модификации прагматического пространства дискурса. Ирония и юмор как особые приёмы прагматического воздействия открывают перед публицистами, журналистами, аналитиками в сфере бизнеса и финансов широкие возможности по совершенствованию современного английского дискурса СМИ, основная коммуникативная цель которого заключается не только в информировании, но и в трансляции оценочных суждений, убеждении, критике. Комический эффект, возникающий как «побочный» при реализации основной функциональной нагрузки иронических/ юмористических элементов персуазивной риторики позволяет настроить читателей на контакт и в лёгкой ненавязчивой форме сообщить им ключевые идеи и установки.
Ключевые слова
Об авторе
Д. С. ХрамченкоРоссия
300026, г. Тула, пр. Ленина, 125
Храмченко Дмитрий Сергеевич – доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры переводоведения
и межкультурной коммуникации ТГПУ им. Л.Н. Толстого.
Список литературы
1. Александрова О.В., Менджерицкая Е.О., Харьковская А.А. Филология как составляющая современного гуманитарного знания и компетентностный подход в образовательных программах по зарубежной филологии // Вестник Самарского государственного университета. История, педагогика, психология. 2008. № 5/2 (64). С. 273-280.
2. Ветринская В.В. Коммуникативные стратегии и тактики, используемые при собеседовании при приёзме на работу // Вопросы прикладной лингвистики. – 2013. – № 10. – С. 27-34.
3. Леденева С.Н. Функционально-прагматические свойства языковых средств рекламного дискурса // Вестник Брянского государственного университета. – 2017. – № 1. – С. 306-312.
4. Пономаренко Е.В. Функциональные свойства иронии в английском деловом дискурсе // Вестник Самарского университета. История, педагогика, психология. 2016. № 2. С. 171-176.
5. Рюмина М.Т. Эстетика смеха: Смех как виртуальная реальность. М.: КомКнига, 2006. 320 c.
6. Храмченко Д.С. Ирония в английском деловом дискурсе: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2010. 25 с.
7. Храмченко Д.С. Ирония как средство активизации синергийных процессов прагма-семантической самоорганизации английского делового дискурса / Д.С. Храмченко // Вестник Самарского государственного университета. История, педагогика, психология. 2009. № 1 (67). С 175-180.
8. Game of Phones // Th Economist. August 26th 2017. P. 52-53.
9. Gone Fission // Th Economist. September 9th 2017. P. 60.
10. Ponomarenko E.V., Malyuga E.N. Ironic Rhetoric in Business English Courses from Functional Linguistics Perspective // EDULEARN15: 7th International Conference on Education and New Learning Technologies (Barcelona, Spain, 6-8 July, 2015). Conference Proceedings. IATED, 2015. P. 1392-1396.
11. Ponomarenko E.V., Parshutina G. Business Interaction and Communication Verbs: Functional Effiency Revisited // Академическая наука – проблемы и достижения. Материалы IX международной научно-практической конференции. North Charleston, USA: CreateSpace, 2016. P. 125-131.
12. Startups: Th Wild World of “Coin Offrings” // Th Week. September 22 2017. p. 18.
13. Sweeter Thn Honey // Th Economist. September 9th , 2017. p. 24.
Рецензия
Для цитирования:
Храмченко Д.С. ИРОНИЯ И ЮМОР КАК ДИСКУРСИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРАГМАТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ДЕЛОВЫХ ПУБЛИКАЦИЙ СМИ). Филологические науки в МГИМО. 2017;4(12):70-75.
For citation:
Khramchenko D.S. IRONY AND HUMOUR AS DISCURSIVE MECHANISMS OF PRAGMATIC IMPACT (BASED ON BUSINESS ARTICLES IN MASS-MEDIA). Linguistics & Polyglot Studies. 2017;4(12):70-75. (In Russ.)