Современный аутентичный учебник иностранного языка для вуза: проблемы и пути решения
https://doi.org/10.24833/2410-2423-2019-2-18-48-57
Аннотация
В статье анализируются причины невысокого качества современных учебников иностранного языка (ИЯ) и типичные ошибки авторов, предлагаются способы решения этой проблемы, а также алгоритм создания аутентичного учебника. Выделяются несколько факторов, влияющих на качество учебников: 1) недостаточная разработанность теории учебника иностранного языка для вуза; 2) компетентность автора; 3) критерии оценивания деятельности кафедр/вузов и преподавателей. Факторы последней группы побуждают преподавателей массово писать учебники и учебные пособия, однако отсутствие единой теории учебника ИЯ и недостаточный уровень развития одной или нескольких компетенций, составляющих компетенцию автора (исследовательской, интеллектуальной, методической и лингвистической), приводят к ошибкам, снижающим качество учебников. Эти ошибки часто заключаются в том, что система заданий/упражнений не обеспечивает обещанных результатов в плане развития конкретных умений и достижения заявленного уровня коммуникативной компетенции. В помощь начинающим авторам предлагается алгоритм создания современного аутентичного учебника ИЯ: этот творческий процесс делится на пять этапов, на каждом из которых задействованы определённые компетенции автора. Повышению качества учебных материалов по ИЯ могут способствовать: 1) изменение подходов к оцениванию квалификации преподавателя; 2) ужесточение требований к качеству учебников и пособий, издаваемых в каждом конкретном вузе; 3) теоретическая и практическая подготовка будущих авторов через курсы повышения квалификации, систему семинаров, а также включение в коллективы опытных разработчиков учебных материалов.
Об авторах
О. А. КравцоваРоссия
Кравцова Ольга Анатольевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка № 1 МГИМО МИД России.
119454, Москва, пр. Вернадского, 76
Е. Б. Ястребова
Россия
Ястребова Елена Борисовна - кандидат педагогических наук, профессор кафедры английского языка № 1 МГИМО МИД России.
119454, Москва, пр. Вернадского, 76
Список литературы
1. Александровская Е.Б., Лосева Н.В., Читахова Л.Л. Le fran9ais. ru (Учебник французского языка). М.: Нестор, 2009. 296 с.
2. Александровская Е.Б., Лосева Н.В. Концепция нового курса французского языка // Иностранные языки в школе. 2013. № 7. С. 59-62.
3. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.: Русский язык, 1977. 288 с.
4. Бим И.Л., Афанасьева О.В., Радченко О.А. К проблеме оценивания современного учебника иностранного языка // Иностранные языки в школе. 1999. № 6. С. 13-17.
5. Витлин Ж.Л. Теоретические и методические основы учебников первого иностранного языка для вузов. // Иностранные языки в школе. 2007. № 3. С. 45-50.
6. Мильруд Р.П. Учебник иностранного языка: синергетика жанра или энергетика автора? // Иностранные языки в школе. 2005. № 8. С. 12-18.
7. Павлова И. П. Современный учебник иностранного языка для неязыкового вуза: проблемы и перспективы // Приоритетные направления в обучении иностранным языкам. М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2011. с. 43-60. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 12 (618). Сер: Педагогические науки).
8. Пассов Е.И. Учебник как феномен сферы иноязычного образования // Иностранные языки в школе. 2004. №. 4. С. 39-47.
9. Ястребова Е.Б., Кравцова О.А. Какой учебник иностранного языка нужен вузу сегодня? // Иностранные языки в школе. 2011. № 5. С. 63-68.
10. Ястребова Е.Б., Кравцова О.А., Крячков Д.А., Владыкина Л.Г. Английский язык для международников: Учебник для вузов в двух частях. М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2018. 640 с.
11. Ястребова Е.Б., Кравцова О.А. Английский язык для международников. Книга для преподавателя. М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2018. 232 с.
12. Ястребова Е.Б., Кравцова О.А. Если к вам неожиданно пришли гости: что достать из своей методической кладовой? // Традиции и инновации в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе: Мат-лы межвуз. научно-практич. конф. (Москва, 5-6 апреля 2018 г.) / отв. ред. М.А. Чигашева. МГИМО-Университет, 2019. С. 467-477.
13. Zemach Dorothy. Sausage and the Law: How Textbooks are Made. Plenary IATEFL 2018, Brighton, England. Available at https://conference.iatefl.org/2018/downloads/programme/Full%20Conference%20Programme.pdf
Рецензия
Для цитирования:
Кравцова О.А., Ястребова Е.Б. Современный аутентичный учебник иностранного языка для вуза: проблемы и пути решения. Филологические науки в МГИМО. 2019;18(2):48-57. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2019-2-18-48-57
For citation:
Kravtsova O.A., Yastrebova E.B. A MODERN AUTHENTIC TERTIARY LEVEL FOREIGN LANGUAGE COURSEBOOK: CHALLENGES AND WAYS FORWARD. Linguistics & Polyglot Studies. 2019;18(2):48-57. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2019-2-18-48-57